Игра — самостоятельная деятельность, в ходе которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые процессы оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, коммуникативных навыков коллективной жизни, приобретению знаний об окружающем мире и социуме, в котором он проживает. Задача взрослого состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии и проявляются по-разному в разных видах игр:
– в творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций, способность к умственному и волевому усилиям.
– в играх с правилами главное — решение поставленной задачи.
Игра имеет большое значение, связанное с развитием ребенка. В ходе ее происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, расширения кругозора, развития интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей. У детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка.
Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда- нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Задачей взрослого является показать ребенку как из треугольников и прямоугольников строится домик, обратить внимание на то, сто все фигурки отличаются друг от друга и т.д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживающий его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения.
Исходя из этого, можно извлечь пользу из любой, казалось бы, самой простой игры. Например, в игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма. Мальчикам нравится играть роль отца – они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» – так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив – предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки – это поможет ребенку обрести уверенность в себе.
Так же с пользой можно использовать игру в разного вида конструкторы, с их помощью можно общаться с детьми любого возраста. Ваша задача – помочь детям в их начинаниях и показать, как можно использовать их поделки в реальной жизни. В процессе сборки конструктора происходит всестороннее развитие ребёнка: формируются новые умения и навыки, развиваются мелкая моторика, пространственное мышление, воображение, осязание, способность к творчеству.
Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу, любознательность, чувство самосохранения. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Игра это жизнь ребенка. Она доставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что сами были когда – то детьми.
В статье использованы материалы: Д.В.Менджерицкая, “Воспитателю о детской игре”, Коршикова С. Г., Астапова В. А. «Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста».
В.А. Путинцева , педагог – психолог