ПРОФИЛАКТИКА БРОДЯЖНИЧЕСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Материал содержит описание причин бродяжничества среди несовершеннолетних, виды и мотивы уходов из дома. Содержит опыт работы педагога-психолога с несовершеннолетними данной категории, применяемые формы работы, методики и упражнения.


Белозорова Н.Л.,педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

Одна из тех проблем, которые относятся к разряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре – это проблема социального аутсайдерства. Одна из крайних форм аутсайдерства – бродяжничество [1].

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома или учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от факторов микросоциальной среды, ее окружающей. Провоцировать несовершеннолетних на бродяжничество могут многочисленные факторы. Прежде всего, семейная среда: разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми.

Дети чутко реагируют на пренебрежение их интересами и потребностями, что  создает не только реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Проявления бродяжничества встречаются среди несовершеннолетнихв основном в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Дети до семилетнего возраста из дома не убегают. Впервые это может происходить в возрасте от 7 до 9 лет, но довольно редко. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подросткам, склонным к побегу, свойственны такие качества личности как нестабильность поведения, повышенная возбудимость, эмоциональная незрелость.Начиная с 14-15 лет проявления уходов и бродяжничества постепенно уменьшаются.

Уходы можно разделить на реактивные, планируемые и немотивированные [7].

Реактивные уходы(как реакция на внешнюю ситуацию)наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

  • В этих случаях без принятия мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности, высока вероятность аффективного поведения со стороны этих несовершеннолетних.
  • В связи с этим все более востребованными оказываются социально-психолого-педагогические методы работы с данной категорией несовершеннолетних, пример которых мы здесь приведем.

НесовершеннолетняяН., 12 лет, эгоистичная, активная, обидчивая, скрытная, раздражительная. Воспитывается в полной семье, родителями обожаема. Родители работают в другом регионе вахтой, подолгу отсутствуют, дочь очень скучает по ним, не получает должного внимания с их стороны по причине занятости.Знакомится на страницах интернета с человеком много старше себя,уезжает вместе с ним из дома в другой город.В беседес девочкой выясняется, что своим поступком она стремилась привлечь к себе внимание близких.

С несовершеннолетней Н. и ее семьей проведены следующие профилактические и коррекционные мероприятия.

Консультирование.Первоначально несовершеннолетняя проявляла нервозность, оппозиционность, крайний эгоизм, уверенность в том, что в случившемся виноваты другие.Психологом проведены несколько консультативных бесед с применением техники «Сочинение историй с помощью предметов»[4]. Основная цель сочинения истории и ее последующего пересказа заключается в предоставлении ребенку возможности осознать последствия своих действий и разобраться в своих чувствах. Использование этой техники дает положительный эффект и потому, что ребенок без каких-либо затруднений фактически рассказывает специалисту о том, что происходит в его жизни. Также использовались упражнения «Ассоциация». Ситуация изменилась.

Параллельно велась работа с родителями несовершеннолетней –консультирование, позволившее им понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности дочери, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. При этом специалистами сделан акцент на кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями. Кроме того, стремление родителей влиять на индивидные свойства подростка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство, могут привести к нервно-психическим срывам и дезадаптациидевочки, деформации личностного развития. Родителям разъяснено, какие именно свойства необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и какие развивать.

  • Родителям предложена памятка, содержащая психолого-педагогические рекомендации.

Следующий этап работы –психодиагностическое исследование с целью изучения характерологических особенностей личности несовершеннолетней иопределения уровня интеллектуального развития. Исследование позволило выявить как слабые, так и сильные стороны личности несовершеннолетней, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы. Выявлена акцентуация характера девочки, то есть крайние проявления нормы, отклонения, которые также учитываются при индивидуальном подходе к воздействию на личность несовершеннолетней. Здесь же выявлены синдромы тревожности, агрессивности, нарушения системы самооценки, неадекватного уровня притязаний, которые проявились в форме социальной дезадаптации.

По результатам психодиагностики несовершеннолетней предложена индивидуальная психокоррекционная работа на предмет изменения формы протестного поведения (бродяжничества) и формирования системы внутренней регуляции, навыков самоанализа, самовоспитания, так как главные мотивационные ли­нииэтого возрастного периода связаны с активным стрем­лением к личностному самосовершенствованию, — это само­познание, самовыражение и самоутверждение.

В ходе индивидуальной работы с несовершеннолетней применялись такие методики и упражнения, как[2,3]:

– «Карта чувств», графическая беседа «Круги воли», «Точный расчет», «Зато… – продолжи фразу» и другие, направленные на развитие у несовершеннолетней способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

– «Воздушный шарик», «Расслабление», «Две минуты отдыха», направленные наснижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях;

– «Унисон», «Три ответа», «Зеркало» и др., направленные нарасширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;

– «Шесть шляп» – игра, направленная на повышение социально-психологической компетентности несовершеннолетней и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими (развитие критического мышле­ния и социального прогнозирования, формирование навыка думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выхо­дить победителем из интеллектуальных и жизненных испыта­ний, выстраивать прогноз событий);

– «Контраргументы», Конверт откровений и др. упражнения на развитие позитивного самовоспитания  и развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В результате работы с несовершеннолетней ситуация стабилизировалась, в течение полугода уходов из дома не было. Девочку удалось вовлечь в деятельность молодежного центра «Защитник»с целью позитивного использования ею своих творческих способностей, активного общения и личностного роста, что позволило активизировать личностные ресурсы несовершеннолетней, обеспечить активность личности, и, в конечном счете, ее устойчивость к форме протестного поведения (бродяжничество).

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
– случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

– телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

– предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов. Данный тип уходов и бродяжничества можно проиллюстрировать следующим примером:

Несовершеннолетний В., 11 лет. Подросток беспечный, увлекающийся, самонадеянный. Воспитывается матерью. Мальчик нечистоплотен, прогуливает уроки, плохо учится, становится предметом насмешек со стороны одноклассников. С 10 лет начал уходить из дома. Сначала отлучки были краткосрочными, однако, в дальнейшем стал пропадать на несколько суток. Свое поведение объясняет нежеланием учиться в школе, плохим настроением, желанием «попутешествовать».

В ходе беседы с психологом выяснено, что у подростка в школе возникает эмоциональный дискомфорт из-за выраженной потребности в самоутверждении, но неблагополучии в учебной деятельности, который сопровождается поведенческими проблемами, агрессией. Подросток часто уходит из дома, фантазирует о «дальних странах». Он ищет общество, в котором ему будет комфортно, а это, чаще всего, асоциальные слои населения.

В качестве коррекционных мер предпринято следующее:

– психологом проведена индивидуальная работа по выявлению причин и коррекции устоявшейся формы асоциального поведения – бродяжничества;

– после индивидуальной работы предложены занятия в спортивной секции, подросток принят в группу начинающих;

– со стороны матери усилен родительский контроль – постоянный, ежедневный.

Результат: в течение последних пяти месяцев фактов ухода из дома не наблюдалось.

Немотивированные уходы возникают без понятных психологических мотивов. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.

Иллюстрацией данного типа уходов может служить следующий пример.

Несовершеннолетний К., 9 лет, воспитывается в неполной благополучной семье, в любви и заботе.На момент собеседования замкнутый, недоверчивый, с преобладающим негативным настроением. Мать загружена работой, ребенок чаще находится под присмотром бабушки. В школе отношения с ребятами и учителями не складываются, К. часто конфликтует, его настроение изменчиво, интереса к учебе ребенок не проявляет, на замечания учителей не реагирует, задания не выполняет, постоянно погружен в себя. Причину отлучек мотивированно объяснить не может, зачастую не помнит, где и как проводил время.Поводом для обращения матери к специалистам стали необъяснимые уходы сына, кражи денег, ценных вещей из дома.

Мальчик обследован психологом и направлен на консультацию к психиатру, где был поставлен на учет. В дальнейшем после применения фармакологических препаратов и курса психотерапии уходов из дома не наблюдалось.

  • Таким образом, из дома убегают самые разные подростки и по самым разным причинам. По результатам ряда исследований выявлено, что дети из неполных семей убегают из дома реже, чем дети из семей полных. Причина этого видится в том, что при наличии обоих родителей между ними чаще возникают ссоры, которые дети не в силах предотвратить, поэтому лучшим решением они видят уход из такой семьи[1,5].
    • Следует отметить, что решающее значение для профилактики уходов из дома все-таки представляют социально-психолого-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

Список литературы

  1. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В. А. Пятунин. – Москва: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.
  2. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н. А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004.– 224 с.
  3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006. 208 с.
  4. Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  5. http://bookap.info/sociopsy
  6. http://stranadetstva.ru/deviantnoe-povedenie-detej
  7. http://www.psychol-ok.ru/lib/komarov/opn/opn_02.html

Скачать материал



4 комментария (ев)

Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: