Подросток и закон

Подросток и закон

Совершение правонарушений детьми подросткового возраста на сегодняшний день явление весьма распространенное. На склонность ребенка к совершению правонарушений могут повлиять различные факторы: семья с асоциальным образом жизни, общение со сверстниками, склонными к девиантному поведению, изменение нравов и моральных ценностей жизни, неустойчивая психика, как особенность подросткового возраста.

Несомненно, подростковый возраст – это сложный период для ребенка, это время перехода из детского состояния во взрослое. Повышаются требования, как в школе, так и в семье, при этом родители часто воспринимают свое чадо еще ребенком и считают себя вправе определять многие направления его жизни. Например, в некоторых семьях можно услышать от родителей:  «Музыка это для девочек, а ты у нас будешь ходить только на борьбу», «Эти ребята тебя не научат ни чему хорошему, поэтому я запрещаю тебе с ними общаться», «Ты будешь поступать на экономиста и это не обсуждается! – эта профессия сейчас востребована на рынке труда» и огромное количество  других решений, которые родители сделали за ребенка. И это также  является одной из причин склоняющих подростка к совершению противоправных деяний. Ведь у него есть страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Не удовлетворив своего желания дома, подросток начинает искать пути самоутверждения через общение в компании сверстников. Именно в общении с ними возникает самоосознание, переосмысление ценностей, усвоение каких-либо норм. Подростки своим поведением демонстрируют  друг другу, что уже достаточно взрослые, совершая при этом не всегда социально одобряемые поступки – нецензурная брань, распитие спиртных напитков, курение табачных изделий, применение физической силы к более слабому и т.д.

Однако не каждый из них (и даже не каждый родитель) владеет информацией о том, что распитие спиртных напитков, драки, оскорбления, кража – все это и многое другое могут привести к административной или уголовной ответственности.

Подростки, в силу своей незрелости, ещё не осознают, что в действительности нарушают закон. Казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения и за этим последует наказание.

Данная статья направлена на информирование родителей и их детей о возможных правонарушениях, которые влекут  за собой ответственность того или иного вида. Как говорится: «Предупрежден – значит вооружен!».

Существует дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность, применимая к несовершеннолетним при нарушениях закона.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства. Например, ребенок  длительное время не посещал школьные занятия без уважительной причины.

Административная ответственность – применяется за нарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок. К ним относятся: нахождение  на улице после 23 часа без сопровождения взрослых, нарушение тишины в ночное время с 23.00 до 6.00, нецензурная брань, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в пьяном виде в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, совершение мелкого хулиганства и другие.

Ответственность за административные правонарушения начинается с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители!

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Например: мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно соседа, порвал одежду или учебник у одноклассника. В таких случаях следует наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Уголовная ответственность – это нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но есть список  преступлений, за которые осуждаются подростки с 14 лет. Это:

– совершение убийства, ст.105;

– умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст.111;

– похищение человека, ст.126;

– разбой, ст.162, грабеж, ст.161, кража, ст.158;

– угон транспорта, ст.166;

– умышленное уничтожение и похищение чужого имущества, ст.167;

– хищение оружия, взрывчатых веществ, ст.226;

– приобретение, хранение наркотиков, ст.228;

– терроризм, ст.205, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, ст.207.

За все другие преступления наказывают с 16 лет. Наказание (в зависимости от статьи Уголовного кодекса и совершенного преступления): штраф, возмещение материального ущерба, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок, лишение права заниматься определенной деятельностью.

Судом предусмотрена ещё такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от 1 года до 5 лет), в течение которого он должен доказать, что сделал для себя правильные выводы из приговора суда и больше не нарушит закон. В течение испытательного срока виновный находится под контролем правоохранительных органов и, если не совершит нового преступления, наказание погашается. Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Закон становится суровым к тем, кто не встал на путь исправления.

Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно – воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.

Существует три вида нарушений: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Проступок это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление  – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько примеров.

Ученик 8-го класса Иванов Петр, в третьей четверти учебного года не посещал уроки, уважительной причины его отсутствия нет.

Петр ничего противозаконного не совершил, поэтому это не преступление. Однако, в Уставе школы прописано, что учащиеся образовательного учреждения обязаны: добросовестно учиться; выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания; не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. В данной ситуации мальчик совершил проступок, за который несовершеннолетний может быть привлечен к  дисциплинарной ответственности.

Другой пример, компания молодых людей 14-15и лет, отмечали день города N в парке на лавочке с распитием спиртных напитков. В данной ситуации ребята совершили правонарушения, т.к. статья 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах» предусматривает административное правонарушение.

Ещё один пример, семиклассники Игорь, Петя и Артем  вылавливали ребят из начальных классов под лестницей первого этажа школы и отбирали у них деньги. При этом они угрожали малышам расправой, если кто из ребят осмелится рассказать взрослым.

Действия семиклассников противозаконны. Они совершили вымогательство, что, в свою очередь, является преступлением, которое предусматривает уголовную ответственность в отношении несовершеннолетних.

Любой подросток это ребенок, который во что бы то ни стало хочет быть взрослым, хочет чтобы его заметили и оценили. Любые нарекания, упреки, подозрения в отношении него со стороны родителей будут восприниматься в штыки и только подтолкут его к неправильному выбору своего жизненного пути.

Родитель должен стать самым лучшим другом своему ребенку, на которого он может положиться в любой момент, который знает его и принимает таким какой он есть.

Интересуйтесь мыслями, идеями, желаниями своего подростка. Не забывайте выслушивать мнение ребенка, спрашивать его совета и, по возможности, позвольте самостоятельное решение некоторых вопросов. Например,  он планирует обучаться до 9 или 11 класса? Если Вы не согласны с его выбором, объясните ему свое мнение, приведите аргументы, предложите что-нибудь взамен. Если вопрос зашел в тупик, отложите его на некоторое время, дайте ребенку обдумать Ваши аргументы.

Научитесь признавать растущую ответственность и самостоятельность ребенка, и сделайте все возможное для их правильного проявления в социуме.

Воспитание подростка одно из самых сложных испытаний для родителя! Не всем и не всегда удается справиться с проявлениями подросткового кризиса самостоятельно. Педагоги-психологи КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» всегда готовы оказать профессиональную социально-психологическую поддержку семье.

На консультацию к педагогу-психологу можно записаться по телефону: 8(39132) 2-16-46 или через виртуальную приемную на официальном сайте учреждения (http://центр-семьи-минусинский.рф).

Заместитель директора по социальной работе Елена Владимировна Войтенко 

Социальный педагог Людмила Павловна Кобцева

Автор: | Опубликовано: | Комментариев нет


Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: