Положение о стационарном отделении для несовершеннолетних (с. Городок)

  1. Общие положения
    • Стационарное отделение для несовершеннолетних (с. Городок) (далее – Стационарное отделение), является структурным подразделением краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (далее – Центр) и осуществляет комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), трудной жизненной ситуации (далее – ТСЖ).
    • Стационарным отделением руководит заведующий отделением.
    • Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 10.12.1995 № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», СанПиНом 2.4.3259-15«Санитарно – эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и  организации режима  работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОСТ Р 52143-2003; ГОСТ Р 52142-2003; ГОСТ Р 52496-2005; ГОСТ Р 52497-2005; ГОСТ Р 52883-2007; ГОСТ Р 52881-2007; ГОСТ Р 52888-2007; ГОСТ Р 52885-2007; ГОСТ Р 53061-2008; ГОСТ Р 53060-2008; ГОСТ Р 53063-2008, Уставом Центра.
    • Контроль за работой и координацией деятельности стационарного отделения осуществляет директор Центра.
    • Специалисты стационарного отделения в своей работе подчиняются заведующему отделением и директору Центра.
    • Структура и направление деятельности стационарного отделения определяется в соответствии с Уставом о Центре, а также другими локальными нормативными актами, регулирующими деятельность  Центра.
  1. Цели и задачи деятельности
    • Цель работы стационарного отделения – это обеспечение временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
  1. 2. К основным задачам стационарного отделения относят:

социальное  обслуживание семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

обеспечение временного проживания и содержания несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

 – поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел;

 – оказание содействия в дальнейшем жизненном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

Для достижения цели и задач специалисты стационарного отделения предоставляют социальные услуги семье и детям в стационарной форме в объеме услуг, включенных в Перечень социальных услуг на территории Красноярского края  Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в том числе:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

  1. Категории получателей услуг, порядок предоставления

3.1. Стационарное отделение  предоставляет социальные услуги следующим категориям граждан:

  • несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей или иных законных представителей, проживающие в семьях, находящихся в СОП;
  • безнадзорным, заблудившимся или подкинутым, самовольно оставившим семью, самовольно ушедшим из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений (за исключением лиц, самовольно ушедшим из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа), не имеющие места жительства, места пребывания (беспризорным) и (или) средств к существованию,
  • иным находящимся в СОП, оказавшимся в ТСЖ и нуждающимся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • семьям с детьми, находящимся в ТСЖ, в том числе малообеспеченным, многодетным, семьям в СОП, ведущим асоциальный образ жизни, семьям несовершеннолетних родителей, а также семьям, принявшим или желающим принять ребенка на воспитание, желающим восстановиться в родительских правах.
    • Зачисление на обслуживание в стационарное отделение производится на основании:

а) личного обращения несовершеннолетнего;

б) заявления законного представителя (родителя(ей), опекуна или попечителя);

в) направления Министерства социальной политики Красноярского края;

г) постановления лица, производящего дознание или судьи, в случае  задержания, заключения под стражу;

д) акта оперативного дежурного  МУВД.

Несовершеннолетние принимаются в стационарное отделение  после прохождения медицинского обследования в учреждении здравоохранения.

  • На социальное обслуживание в стационарное отделение не принимаются несовершеннолетние с психическими и иными заболеваниями в стадии обострения, хроническим алкоголизмом, венерическими, инфекционными заболеваниями, бактерионосительство, открытыми формами туберкулеза, иными тяжелыми заболеваниями, требующие лечения в специализированных медицинских учреждениях.

В случае поступления в стационарное отделение несовершеннолетнего с противопоказания к приему на социальное обслуживание, специалистами стационарного отделения принимаются меры по его направлению в соответствующие медицинские учреждения.

3.4. На социальное обслуживание в стационарное отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 4-х до 18 лет согласно приказу директора Центра, в котором определяется форма социального обслуживания, период, этапы.

3.5. Несовершеннолетние, находящиеся в стационарном отделении, содержатся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются одеждой (по сезону), обувью, другими предметами вещевого довольствия и питанием в соответствии с нормативами, утвержденными Закон края от 14.04.2005 № 14-3277 «О нормах обеспечения мягким инвентарем, питанием граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания и стационарных и полустационарных отделениях учреждений социального обслуживания».

  • Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, посещают образовательные учреждения или обучаются в образовательных учреждениях по индивидуальной программе.
  • В стационарном отделении формируются не более трех реабилитационных групп, объединяющих несовершеннолетних по возрасту, полу, состоянию здоровья или степени социальной дезадаптации. Численность несовершеннолетних в группе до 4-х лет не должна превышать 6 человек, в возрасте от 4-х и старше – 8 человек.
  • Продолжительность пребывания несовершеннолетнего в стационарном отделении не должна превышать трех месяцев. Продолжительность пребывания может быть увеличена в соответствии со временем социально-реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой социальной реабилитации клиента (семьи), согласованной с органами опеки и попечительства и муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, учитывающих индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних.
  • Основаниями для снятия с социального обслуживания являются:

а) личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;

б) истечение сроков социального обслуживания, определенных индивидуальной программой реабилитации несовершеннолетнего, в дальнейшем социальные услуги несовершеннолетнему и членам его семьи  могут предоставляться на дому или в Центре, но в нестационарных условиях. Срок предоставления социальных услуг – до устранения обстоятельств, обусловивших нуждаемость несовершеннолетнего в социальном обслуживании;

в) помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;

г) выявление медицинских противопоказаний.

  • На каждого несовершеннолетнего, принятого на социальное обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребенке и его семье.
  • Социальные услуги, включенные в Перечень гарантированных социальных услуг, оказываются стационарным отделением бесплатно;
  • Администрация Центра заключает с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, принятого на социальное обслуживание письменный договор, определяющий условия предоставления социальных услуг, права и обязанности исполнителя и заказчика, при необходимости – порядок и размер их оплаты;
  • При поступлении несовершеннолетнего администрация Центра в течение 12 часов с момента помещения уведомляет родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о помещении его в учреждение. При отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства.

Специалисты стационарного отделения незамедлительно информируют орган прокуратуры, орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о поступлении несовершеннолетнего, подвергшегося насилию;

  • Дополнительные услуги, не включенные в Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания, предоставляются специалистами стационарного отделения на условиях частичной или полной оплаты.

Оплата всех видов услуг, предоставляемых Центром на платной основе, производится после заключения договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет Центра.

  1. Права, обязанность, ответственность

4.1. Для решения своих задач специалисты стационарного отделения  осуществляют:

  • круглосуточное стационарное обслуживание;
  • проведение мероприятий по адаптации несовершеннолетних к новым условиям проживания;
  • организацию рационального питания несовершеннолетних;
  • организацию социально-реабилитационных мероприятий;
  • организацию отдыха и оздоровления несовершеннолетних в каникулярный период;
  • организацию социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • организацию кружковой работы;
  • предоставление социально-педагогической и социально-психологической помощи.
    • Для осуществления своей деятельности специалисты стационарного отделения имеют право:
  • обеспечивать временное проживание детей в стационарном отделении с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
  • участвовать в разработке и реализации индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации несовершеннолетних и членов их семьи;
  • организовывать различные формы труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
  • содействовать в обучении детей по школьным программам или по программам дошкольного образования;
  • формировать у детей навыки общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
  • обучать детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
  • содействовать в получении несовершеннолетними социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • проводить индивидуальную работу, направленную на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
  • содействовать в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
  • проводить мероприятия, направленные на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью специалистов медицинских учреждений, привлечением психологов и психотерапевтов;
  • проводить среди детей стационарного отделения воспитательно-профилактическую работу в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического развития;
  • проводить психодиагностику и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
  • оказывать психологическую помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
  • проводить психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
  • организовывать психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
  • содействовать в организации обучения, определении оптимальной формы обучения;
  • организовывать обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
  • организовывать досуг (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
  • проводить консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
  • консультировать несовершеннолетних по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
  • оказывать помощь в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права детей;
  • приглашать родителей или законных представителей для решения вопросов, связанных с предоставлением социальных услуг несовершеннолетнему;
  • привлекать к основной работе необходимых специалистов и волонтеров;
  • внедрять в деятельность Стационарного отделения современные методики и технологии социальной реабилитации;
  • привлекать для участия в организационно-методических мероприятиях представителей заинтересованных организаций, спонсоров.
    • Для обеспечения эффективной работы стационарного отделения специалисты обязаны:
  • обеспечивать временное проживание детей в стационарном отделении с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
  • участвовать в разработке и реализации индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации несовершеннолетних и членов их семьи;
  • организовывать различные формы труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
  • содействовать в обучении детей по школьным программам или по программам дошкольного образования;
  • формировать у детей навыки общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
  • обучать детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
  • содействовать в получении несовершеннолетними социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • проводить индивидуальную работу, направленную на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
  • содействовать в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
  • проводить мероприятия, направленные на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью специалистов медицинских учреждений, с привлечением психологов и психотерапевтов;
  • проводить среди детей Стационарного отделения воспитательно-профилактическую работу в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического развития;
  • проводить психодиагностику и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
  • оказывать психологическую помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
  • проводить психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
  • организовывать психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
  • содействовать в организации обучения, определении оптимальной формы обучения;
  • организовать обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
  • организовывать досуг (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
  • проводить консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
  • консультировать несовершеннолетних по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
  • оказывать помощь в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права детей;
  • планировать работу с детьми, находящимися на социальной реабилитации, вносить коррективы в первоначальный план работы с семьей;
  • приглашать родителей или законных представителей для решения вопросов, связанных с представлением социальных услуг несовершеннолетнему;
  • привлекать к основной работе необходимых специалистов и волонтеров;
  • внедрять в деятельность стационарного отделения современные методики и технологии социальной реабилитации.

4.4. Отделение отвечает за осуществление задач и функций, в пределах прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

4.5. Заведующий отделением и специалисты стационарного отделения несут персональную ответственность за осуществление задач и функций, предусмотренных настоящим Положением.

4.6. Квалификационные требования, права, обязанности и ответственность специалистов стационарного отделения определяются должностными инструкциями, разрабатываемыми на основании настоящего Положения.