Положение об отделении психолого-педагогической помощи

  1. Общие положения
    • Отделение психолого-педагогической помощи (далее – Отделение) входит в структуру Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (далее – Учреждение) и осуществляет социальное обслуживание семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
    • Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-Ф3, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – Ф3; Законом края от 31.10.2002 № 4- 608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ГОСТ Р 52143-2013; ГОСТ Р 52142-2013; ГОСТ Р 52496-2005; ГОСТ Р 52497-2005; ГОСТ Р 52883-2007; ГОСТ Р 52881-2007; ГОСТ Р 52888-2013; ГОСТ Р 52885-2013; ГОСТ Р 53061-2008; ГОСТ Р 53060-2008; ГОСТ Р 53063-2008; ГОСТ Р 52886-2007, ГОСТ Р 53062-2008; Уставом учреждения.
    • Организация и ликвидация Отделения осуществляется в установленном порядке по решению директора Учреждения по согласованию с Министерством социальной политики Красноярского края.

1.4. Заведующий отделением назначается директором Учреждения и несет персональную ответственность за деятельность Отделения. В период временного отсутствия заведующего отделением его обязанности выполняет работник, назначенный приказом директора, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

1.5. Специалисты Отделения в своей деятельности подчиняются административно заместителям директора и директору Учреждения и функционально заведующему Отделением.

1.6. Структура и направление деятельности Отделения определяются в соответствии с Уставом Учреждения, локально-нормативными актами, регулирующими деятельность Учреждения.

1.7. В структуру Отделения входит служба социального сопровождения замещающих семей (далее – Служба)

1.7. Отделение взаимодействует и сотрудничает с органами и учреждениями различных ведомств системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, учреждениями культуры, общественными организациями и др.

  1. Цели и задачи Отделения

2.1. Целью деятельности Отделения является: оказание социально-правовой, педагогической, психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2.2. Основными задачами Отделения являются:

– выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах и формах социального обслуживания;

– оказание различных видов социально-правовой и юридической помощи и поддержки семье;

-социальная психолого-педагогическая реабилитация и адаптация семьи;

– выявление проблем семьи, конфликтных ситуаций в семье, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание психолого-педагогической помощи и поддержки;

– организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с несовершеннолетними, их родителями;

– организация и проведение семинаров и семинарских занятий, родительских собраний по основным видам деятельности;

– организация и координация работы семейных и подростковых клубов;

– организация досуга семей, состоящих на обслуживании в Центре семьи (семейные и детские праздники, концертные программы, спортивные соревнования, акции), направленного на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов, на расширение общего и культурного кругозора семей, повышение творческой активности, на пропаганду здорового образа жизни;

– организация межведомственного взаимодействия в рамках реализации государственной семейной политики;

– организация профилактических мероприятий по предотвращению употребления ПАВ, пропагандисткой, организационной и просветительской деятельности среди населения города и района.

         2.3. Целью работы Службы является – социальное обслуживание и сопровождение замещающих родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни несовершеннолетнего ребёнка в замещающей семье.

2.4.Основными задачами Службы являются:

– оказание различных видов социально-правовой, юридической, психолого-педагогической помощи и поддержки семье и детям;

– содействие успешной адаптации несовершеннолетних детей в замещающих семьях;

– профилактика возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

  1. Категории получателей услуг и порядок их предоставления
    • Категории граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании по следующим обстоятельствам:

– полная или частичная утрата  способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать  основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

– наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе.

– наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством, испытывающих трудности в социальной адаптации).

– отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.

– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

– отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

-отсутствие работы и средств к существованию.

– наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан

3.2. Основными показателями для оказания психолого-педагогической помощи семье являются неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия в семье, хроническая социально-психологическая дезадаптация и эмоциональное напряжение в семье, трудная жизненная ситуация.

3.3. Специалисты Отделения  проводят:

– социально-психологический патронаж семьи;

 -индивидуальный прием граждан;

– индивидуальные и групповые коррекционные занятия с несовершеннолетними и их родителями (в том числе с замещающими семьями);

– профилактические мероприятия с несовершеннолетними и их родителями;

– культурно-массовые мероприятия для семей, состоящих на обслуживании в Центре;

– оказывают услуги, согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Специалисты Службы:

– ведут индивидуальный прием граждан по социально-правовым и юридическим вопросам;

– организуют работу (индивидуальную и групповую) педагога-психолога и социального педагога Отделения с замещающей семьей.

– сопровождают семью, согласно индивидуальному плану предоставления социального сопровождения семьи.

3.4. Информация о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической, юридической и социально-правовой помощи, поступает от граждан, учреждений образования и здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и других учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

  • Длительность оказания социальной психолого-педагогической помощи семье определяется в зависимости от степени семейного неблагополучия.
  • На каждого клиента формируется личное дело, в состав которого входят следующие документы:

– заявление о предоставлении социальных услуг (о предоставлении социального сопровождения);

– документ, подтверждающий полномочия представителя получателя социальных услуг (при обращении представителя);

– документы, удостоверяющие личность гражданина, подтверждающие место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя): паспорт гражданина РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание; вид на жительство; удостоверение беженца; свидетельство о рождении – для детей до 14 лет,  иные документы;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

– документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, послуживших основаниями для признания его нуждающимся в социальных услугах (акт обследования материально-бытовых условий проживания, составленный центром;  выписка из протокола КДНиЗП о признании семьи (несовершеннолетнего), находящейся в СОП; справка УСЗН о том, что семья состоит на учете в едином банке данных как находящаяся в СОП;  свидетельство о смерти родителя(ей); копии решений суда о лишении либо об ограничении родителя(ей) несовершеннолетнего родительских прав;  справка о розыске родителя(ей);  справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;  акт оперативного дежурного ОВД и др.;

– документы об условиях проживания и составе семьи получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимых для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

– индивидуальная программа получателя социальных услуг/план социального сопровождения семьи (при наличии);

– договор о предоставлении социальных услуг (соглашение о социальном сопровождении);

– иные документы.

3.7. По окончанию работы заведующему отделением, специалистами предоставляется отчет, о проделанной работе с указанием информации об изменениях в семье, принимается решение о дальнейшем сопровождении, либо снятии семьи с социального обслуживания.

  1. Функции Отделения

4.1. Основными направлениями деятельности  Отделения являются:

– помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

– предоставление социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической и юридической помощи;

– патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

– содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений семейных и родительских отношений, мобилизации собственных ресурсов семьи по преодолению трудной жизненной ситуации;

– повышение психологической устойчивости и формирование психологической культуры граждан в сфере межличностного, семейного и родительского общения;

– предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса в семье;

– оказание помощи родителям в воспитании детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций;

– психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

– психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;

– взаимодействие с муниципальными органами и учреждениями, осуществляющими мероприятия по реализации на территории муниципального образования деятельности в интересах семьи и детей;

– организация работы молодежных (подростковых), семейных клубов.

4.2. Основными направлениями деятельности Службы являются:

– консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности: консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, усыновителя; • консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье; содействие в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.

– психологическая помощь ребёнку в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей; в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении); в преодолении личностно-социальных;

– консультирование родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических особенностей ребёнка; по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;

– психологическая поддержка замещающих родителей: помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей, семейных конфликтов; содействие пониманию родителями потребностей ребёнка; развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком.

  1. Права, обязанность, ответственность

5.1. Для осуществления своей деятельности специалисты Отделения имеют право:

– самостоятельно выбирать формы и методы работы Отделения с учётом их соответствия директивным и нормативным документам;

– представлять интересы Учреждения в сторонних организациях по вопросам, связанным с деятельностью Отделения;

– поддерживать и развивать контакты с другими учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, их семьями;

– привлекать специалистов других отделений, заинтересованных организаций, спонсоров для решения задач по оказанию социально-педагогической и социально-психологической помощи (по согласованию с заведующим отделением);

– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Отделения, приглашать в Отделение для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), иных лиц;

– осуществлять (при необходимости) проверку сведений о материальном, бытовом положении и др., получаемых от членов семьи и поступивших от организаций.

– проводить социально-бытовое обследование условий проживания семьи (несовершеннолетнего) с целью установления фактического материального и семейного положения граждан, по результатам которого составлять акт социально-бытового обследования;

– разрабатывать и реализовывать комплексные программы реабилитации семьи и детей, программы просвещения по вопросам воспитания и образования детей, включающие необходимые социальные услуги и рекомендации;

– организовывать на базе Учреждения деятельность групп взаимопомощи родителей и детей, семейные клубы общения, привлекать родителей и детей к участию.

5.2. Для обеспечения эффективной деятельности Отделения специалисты обязаны:

– оказывать информационную, просветительскую, консультативную, профилактическую, психологическую, педагогическую, юридическую и комплексную помощь детям и семьям;

–  организовывать и проводить социально-педагогические и психологические тренинги для несовершеннолетних и их родителей;

– проводить диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей;

– проводить психологическое обследование личности, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта социально-психолого-педагогической помощи; психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психологического напряжения, преодоления неадекватных форм поведения;

–  выявлять причины имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации, личностных особенностей, специфики окружения и других характеристик жизнедеятельности семьи (несовершеннолетнего) в соответствии с имеющимися методиками;

– определять социально-психологический потенциал семьи (несовершеннолетнего) с целью дальнейшей профилактической работы;

– посещать семьи, проводить индивидуальную работу с членами семьи и их социальным окружением;

– самостоятельно планировать работу с семьей, нуждающейся в психолого-педагогической помощи, оказывать социальные услуги  гражданам в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора;

– проводить консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

– оказывать помощь в оформлении документов, исковых заявлений, жалоб, ходатайств;

– оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, успешному разрешению семейных конфликтов;

– обеспечивать взаимодействие с образовательными и медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, органами социальной защиты населения и другими субъектами системы профилактики;

– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать в Отделение для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних их родителей (законных представителей) и иных лиц.

5.3. Отделение отвечает за осуществление задач и функций в пределах прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

5.4. Заведующий отделением и специалисты Отделения несут персональную ответственность за осуществление задач и функций, предусмотренных настоящим Положением.

5.5. Квалификационные требования, права, обязанности и ответственность специалистов Отделения определяются должностными инструкциями, разрабатываемыми на основании настоящего Положения.

  1. Финансирование деятельности отделения

         6.1. Финансирование отделения осуществляется в установленном порядке из краевого бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.