Положение об отделении социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

I. Общие положения

  • Отделение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (далее по тексту – Отделение) является структурным подразделением Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (далее по тексту – Учреждение) и осуществляет комплексную социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
  • В своей деятельности Отделение руководствуется следующими нормативными документами: Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-Ф3; Законом края от 31.10.2002 № 4- 608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-Ф3; Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ; Указом Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»; ГОСТом Р 52143-2003; ГОСТом Р 52142-2003; ГОСТом Р 52496-2005; ГОСТом Р 52497-2005; ГОСТом Р 52883-2007; ГОСТом Р 52881-2007; ГОСТом Р 52888-2007; ГОСТом Р 52885-2007; ГОСТом Р 53061-2008; ГОСТом Р 53060-2008; ГОСТом Р 53063-2008; решениями органов местного самоуправления, Уставом Учреждения и настоящим Положением.
  • Организация и ликвидация Отделения осуществляется в установленном порядке по решению директора Учреждения по согласованию с Министерством социальной политики Красноярского края.
  • Заведующий отделением назначается директором Учреждения и несёт персональную ответственность за деятельность Отделения. В период временного отсутствия заведующего отделением его обязанности выполняет работник, назначенный приказом директора, который приобретает соответствующие права и несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
  • Работники отделения в своей деятельности административно подчиняются директору, функционально – заведующему отделением.
  • В структуру отделения входит «Служба раннего вмешательства»
  • Структура и направление деятельности Отделения определяются в соответствии с Уставом Учреждения, а также локально – нормативными актами, регулирующими деятельность Учреждения

II. Цели и задачи Отделения

2.1. Основной целью деятельности Отделения является:

– социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, консультирование  родителей по вопросам воспитания и методикам реабилитации;

–     защита прав и законных интересов семьи и детей, их социальная адаптация в обществе, гармонизация внутрисемейных отношений;

         2.2. Основной целью «Службы раннего вмешательства» является оказание помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет, имеющим  отставание в развитии и медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,  а так же их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

2.3. Основными задачами Отделения являются:

–     организация приёма граждан, выявление потребностей в социальных услугах у семей, имеющих в своём составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

–     поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации;

–  осуществлять организацию досуга и внешкольного образования с учётом возраста и состояния здоровья детей и подростков;

–    развитие навыков самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

–    работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;

–    консультирование семей, в том числе по вопросам предоставления им льгот;

–    осуществление социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;

–  профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и социального    сиротства, создание условий для сохранения  и воспитания ребенка в семье;

         2.4. Основными задачами «Службы раннего вмешательства» являются:

– выявлять детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения;

–  оказывать раннюю помощь ребенку,  раннее сопровождение и поддержку родителей (членов семьи) при рождении ребенка с отклонением в развитии.

III. Категории получателей услуг и порядок их предоставления

3.1. Отделение предоставляет социальные услуги следующим категориям граждан:

–    дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет;

–  дети в возрасте от 0 до 18 лет с отклонениями в физическом и умственном развитии, нуждающиеся в посторонней помощи, в том числе в социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание;

–   родители детей с ограниченными умственными и физическими возможностями и детей-инвалидов в возрасте от 0-х до 18-ти лет, нуждающихся в социальной реабилитации.

  • Принятие на обслуживание в Отделение производится на основании:

а) заявления;

б) документа, удостоверяющего личность (паспорта, свидетельства о рождении);

в) копии индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

г) копии документа о месте проживания или пребывания получателя социальных услуг;

д) копии документа о составе семьи получателя услуг (справка о составе семьи, выписка из домовой книги, выписка из финансово-лицевого счета и пр.);

е) документов о доходах получателя социальных услуг и членов его семьи и принадлежащего ему (им) имущества на праве собственности, необходимых для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

ж) документа, подтверждающего полномочия представителя получателя социальных услуг (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);

з) копии ИПРА, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы

и) копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

3.3. Социальные услуги, включенные в Перечень социальных услуг, оказываются Учреждением бесплатно:

–      несовершеннолетним детям;

–      родителям (опекунам, попечителям) ребенка-инвалида;

–  родителям, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленной для основных социально-демографических групп населения по соответствующей группе территорий края.

3.4.    Социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленной для основных социально-демографических групп населения по соответствующей группе территорий края. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

3.5. Продолжительность реабилитации определяется индивидуальной программой социальной реабилитации.

3.6.   Создание реабилитационных групп определяется консилиумом специалистов отделения, в зависимости от состояния здоровья, степени физического и умственного развития, возраста детей. Группы численностью от 5 до 6 человек.

       Несовершеннолетние школьного возраста посещают Отделение в свободное от учебы время.

Режим работы реабилитационных групп определяется режимом и правилами внутреннего распорядка Учреждения.

3.7. Социальная реабилитация оказывается как на базе Учреждения, так и вне Учреждения.

3.8. Основанием для снятия с социального обслуживания является:

а) достижение ребёнком-инвалидом 18-ти летнего возраста;

б) личное заявление законного представителя ребёнка;

в) снятие инвалидности органами медико-социальной экспертизы;

г) выезд семьи за пределы обслуживаемой Учреждением территории;

д) окончание срока договора.

IV. Права, обязанность, ответственность работников отделения

4.1. Для решения своих задач работники Отделение осуществляют:

  • организацию социально-реабилитационных мероприятий;
  • организацию социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • организацию семейных клубов;
  • предоставление социально-педагогической и социально-психологической помощи;
  • предоставление дополнительных социальных услуг.

4.2. Для осуществления своей деятельности работники Отделения имеют право:

  • выбирать формы и методы работы с учётом их соответствия директивным и нормативным документам;
  • внедрять в деятельность Отделения современные методики и технологии социальной реабилитации.

         4.3. Для обеспечения эффективной деятельности Отделения специалисты обязаны:

  • участвовать в разработке и реализации индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей-инвалидов и членов их семьи;
  • проводить просветительскую работу с родителями;
  • проводить мероприятия, направленные на снятие стрессового состояния детей-инвалидов, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с привлечением психологов;
  • проводить психолого-педагогическое обследование: психодиагностику и обследование личности детей-инвалидов, направленное на изучение состояния нервно-психического здоровья, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений особенностей личностного развития и поведения детей;
  • организовывать психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей-инвалидов с близкими и другими значимыми для них людьми;
  • формировать у детей-инвалидов навыки общения, здорового образа жизни;
  • организовать развитие навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтроля, общения и других форм общественной жизнедеятельности;
  • проводить коррекцию педагогической запущенности детей-инвалидов;
  • организовывать досуг (посещение театров, праздников, соревнований);
  • проводить консультирование детей-инвалидов по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
  • содействовать в оказании материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • планировать работу с детьми-инвалидами, находящимися на социальной реабилитации, вносить коррективы в первоначальный план работы с семьей и ребенком, временно прерывать цикл работы;
  • осуществлять свою практическую деятельность вне помещений Учреждения (на дому);
  • приглашать родителей или законных представителей для решения вопросов, связанных с представлением социальных услуг детям-инвалидам;
  • осуществлять социальный патронаж семьи (несовершеннолетнего);
  • привлекать для участия в организационно-методических мероприятиях представителей заинтересованных организаций, спонсоров.
  • при выполнении своих служебных обязанностей исходить из приоритета задач полноценного физического, психического и духовно-нравственного развития детей-инвалидов, руководствоваться принципами и интересами законности, демократизма, гуманного обращения с детьми;
  • соблюдать конфиденциальность в работе;
  • своевременно представлять ежемесячные отчёты о своей работе;
  • планировать работу с детьми-инвалидами, находящимися на социальной реабилитации.

4.4.   Отделение отвечает за осуществление задач и функций, в пределах прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.

4.5. Заведующий  Отделением и специалисты Отделения несут ответственность за:

  • невыполнение обязанностей, возложенных на них настоящим положением и должностными инструкциями;
  • жизнь и здоровье несовершеннолетних в период проведения социальных мероприятий;
  • несоблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности, иных локальных нормативных актов и трудовой дисциплины;
  • порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества Центра;
  • разглашение конфиденциальной информации о клиентах, полученной в результате исполнения должностных обязанностей, сохранность документации;
  • недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной работы, государственного задания;
  • непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, пожарной безопасности, других правил и локальных нормативных актов, создающих угрозу к воспитанникам и сотрудникам Центра;
  • несоблюдение морально-этических норм поведения, обращения с клиентами Центра и коллегами.

V. Финансирование деятельности отделения

5.1. Финансирование отделения осуществляется в установленном порядке из краевого бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.