1.4. Заведующий отделением назначается директором Учреждения и несет персональную ответственность за деятельность Отделения. В период временного отсутствия заведующего отделением его обязанности выполняет работник, назначенный приказом директора, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. Специалисты Отделения в своей деятельности подчиняются административно заместителям директора и директору Учреждения и функционально заведующему Отделением.
1.6. Структура и направление деятельности Отделения определяются в соответствии с Уставом Учреждения, локально-нормативными актами, регулирующими деятельность Учреждения.
1.7. В структуру Отделения входит служба социального сопровождения замещающих семей (далее – Служба)
1.7. Отделение взаимодействует и сотрудничает с органами и учреждениями различных ведомств системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, учреждениями культуры, общественными организациями и др.
2.1. Целью деятельности Отделения является: оказание социально-правовой, педагогической, психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.2. Основными задачами Отделения являются:
– выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах и формах социального обслуживания;
– оказание различных видов социально-правовой и юридической помощи и поддержки семье;
-социальная психолого-педагогическая реабилитация и адаптация семьи;
– выявление проблем семьи, конфликтных ситуаций в семье, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание психолого-педагогической помощи и поддержки;
– организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с несовершеннолетними, их родителями;
– организация и проведение семинаров и семинарских занятий, родительских собраний по основным видам деятельности;
– организация и координация работы семейных и подростковых клубов;
– организация досуга семей, состоящих на обслуживании в Центре семьи (семейные и детские праздники, концертные программы, спортивные соревнования, акции), направленного на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов, на расширение общего и культурного кругозора семей, повышение творческой активности, на пропаганду здорового образа жизни;
– организация межведомственного взаимодействия в рамках реализации государственной семейной политики;
– организация профилактических мероприятий по предотвращению употребления ПАВ, пропагандисткой, организационной и просветительской деятельности среди населения города и района.
2.3. Целью работы Службы является – социальное обслуживание и сопровождение замещающих родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни несовершеннолетнего ребёнка в замещающей семье.
2.4.Основными задачами Службы являются:
– оказание различных видов социально-правовой, юридической, психолого-педагогической помощи и поддержки семье и детям;
– содействие успешной адаптации несовершеннолетних детей в замещающих семьях;
– профилактика возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
– полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
– наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе.
– наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством, испытывающих трудности в социальной адаптации).
– отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.
– наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.
– отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-отсутствие работы и средств к существованию.
– наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан
3.2. Основными показателями для оказания психолого-педагогической помощи семье являются неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия в семье, хроническая социально-психологическая дезадаптация и эмоциональное напряжение в семье, трудная жизненная ситуация.
3.3. Специалисты Отделения проводят:
– социально-психологический патронаж семьи;
-индивидуальный прием граждан;
– индивидуальные и групповые коррекционные занятия с несовершеннолетними и их родителями (в том числе с замещающими семьями);
– профилактические мероприятия с несовершеннолетними и их родителями;
– культурно-массовые мероприятия для семей, состоящих на обслуживании в Центре;
– оказывают услуги, согласно индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Специалисты Службы:
– ведут индивидуальный прием граждан по социально-правовым и юридическим вопросам;
– организуют работу (индивидуальную и групповую) педагога-психолога и социального педагога Отделения с замещающей семьей.
– сопровождают семью, согласно индивидуальному плану предоставления социального сопровождения семьи.
3.4. Информация о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической, юридической и социально-правовой помощи, поступает от граждан, учреждений образования и здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и других учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
– заявление о предоставлении социальных услуг (о предоставлении социального сопровождения);
– документ, подтверждающий полномочия представителя получателя социальных услуг (при обращении представителя);
– документы, удостоверяющие личность гражданина, подтверждающие место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя): паспорт гражданина РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание; вид на жительство; удостоверение беженца; свидетельство о рождении – для детей до 14 лет, иные документы;
– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
– документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, послуживших основаниями для признания его нуждающимся в социальных услугах (акт обследования материально-бытовых условий проживания, составленный центром; выписка из протокола КДНиЗП о признании семьи (несовершеннолетнего), находящейся в СОП; справка УСЗН о том, что семья состоит на учете в едином банке данных как находящаяся в СОП; свидетельство о смерти родителя(ей); копии решений суда о лишении либо об ограничении родителя(ей) несовершеннолетнего родительских прав; справка о розыске родителя(ей); справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; акт оперативного дежурного ОВД и др.;
– документы об условиях проживания и составе семьи получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимых для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
– индивидуальная программа получателя социальных услуг/план социального сопровождения семьи (при наличии);
– договор о предоставлении социальных услуг (соглашение о социальном сопровождении);
– иные документы.
3.7. По окончанию работы заведующему отделением, специалистами предоставляется отчет, о проделанной работе с указанием информации об изменениях в семье, принимается решение о дальнейшем сопровождении, либо снятии семьи с социального обслуживания.
4.1. Основными направлениями деятельности Отделения являются:
– помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
– предоставление социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической и юридической помощи;
– патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
– содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений семейных и родительских отношений, мобилизации собственных ресурсов семьи по преодолению трудной жизненной ситуации;
– повышение психологической устойчивости и формирование психологической культуры граждан в сфере межличностного, семейного и родительского общения;
– предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса в семье;
– оказание помощи родителям в воспитании детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций;
– психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;
– психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;
– взаимодействие с муниципальными органами и учреждениями, осуществляющими мероприятия по реализации на территории муниципального образования деятельности в интересах семьи и детей;
– организация работы молодежных (подростковых), семейных клубов.
4.2. Основными направлениями деятельности Службы являются:
– консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности: консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, усыновителя; • консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье; содействие в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.
– психологическая помощь ребёнку в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей; в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении); в преодолении личностно-социальных;
– консультирование родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических особенностей ребёнка; по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;
– психологическая поддержка замещающих родителей: помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей, семейных конфликтов; содействие пониманию родителями потребностей ребёнка; развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком.
5.1. Для осуществления своей деятельности специалисты Отделения имеют право:
– самостоятельно выбирать формы и методы работы Отделения с учётом их соответствия директивным и нормативным документам;
– представлять интересы Учреждения в сторонних организациях по вопросам, связанным с деятельностью Отделения;
– поддерживать и развивать контакты с другими учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними, их семьями;
– привлекать специалистов других отделений, заинтересованных организаций, спонсоров для решения задач по оказанию социально-педагогической и социально-психологической помощи (по согласованию с заведующим отделением);
– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Отделения, приглашать в Отделение для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), иных лиц;
– осуществлять (при необходимости) проверку сведений о материальном, бытовом положении и др., получаемых от членов семьи и поступивших от организаций.
– проводить социально-бытовое обследование условий проживания семьи (несовершеннолетнего) с целью установления фактического материального и семейного положения граждан, по результатам которого составлять акт социально-бытового обследования;
– разрабатывать и реализовывать комплексные программы реабилитации семьи и детей, программы просвещения по вопросам воспитания и образования детей, включающие необходимые социальные услуги и рекомендации;
– организовывать на базе Учреждения деятельность групп взаимопомощи родителей и детей, семейные клубы общения, привлекать родителей и детей к участию.
5.2. Для обеспечения эффективной деятельности Отделения специалисты обязаны:
– оказывать информационную, просветительскую, консультативную, профилактическую, психологическую, педагогическую, юридическую и комплексную помощь детям и семьям;
– организовывать и проводить социально-педагогические и психологические тренинги для несовершеннолетних и их родителей;
– проводить диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей;
– проводить психологическое обследование личности, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта социально-психолого-педагогической помощи; психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психологического напряжения, преодоления неадекватных форм поведения;
– выявлять причины имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации, личностных особенностей, специфики окружения и других характеристик жизнедеятельности семьи (несовершеннолетнего) в соответствии с имеющимися методиками;
– определять социально-психологический потенциал семьи (несовершеннолетнего) с целью дальнейшей профилактической работы;
– посещать семьи, проводить индивидуальную работу с членами семьи и их социальным окружением;
– самостоятельно планировать работу с семьей, нуждающейся в психолого-педагогической помощи, оказывать социальные услуги гражданам в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора;
– проводить консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
– оказывать помощь в оформлении документов, исковых заявлений, жалоб, ходатайств;
– оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, успешному разрешению семейных конфликтов;
– обеспечивать взаимодействие с образовательными и медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, органами социальной защиты населения и другими субъектами системы профилактики;
– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать в Отделение для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних их родителей (законных представителей) и иных лиц.
5.3. Отделение отвечает за осуществление задач и функций в пределах прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
5.4. Заведующий отделением и специалисты Отделения несут персональную ответственность за осуществление задач и функций, предусмотренных настоящим Положением.
5.5. Квалификационные требования, права, обязанности и ответственность специалистов Отделения определяются должностными инструкциями, разрабатываемыми на основании настоящего Положения.
6.1. Финансирование отделения осуществляется в установленном порядке из краевого бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.