Архив месяца: февраля 2015

Турнир рыцарей

В социальном приюте для детей и подростков КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» прошел «Турнир рыцарей», посвященный Дню защитника Отечества.


Когда-то, очень давно, в средние века, жили на свете рыцари. Они отличались благородством, смелостью, верностью, чувством долга и многими другими положительными качествами. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали на воспитание к опытным воинам. Такую «подготовку» прошли воспитанники социального приюта для детей и подростков в преддверии  23 февраля. В качестве опытных «воинов» выступили сотрудники учреждения – мужчины, за плечами которых стоят годы армии в ракетных, танковых, инженерных и других войсках.

Команда «юных рыцарей» боролась за это звание с командой «опытных воинов» в различных состязаниях: надо было быстро и точно суметь прочитать зашифрованные послания, смело идти «в атаку»,  метко стрелять теннисными шарами, и даже быстро и умело почистить картофель, показав свои знания и навыки. У ребят был опытный наставник – Хореняк В.Н.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAНезабываемым праздник помогли сделать студенты  ККККиИ: Анастасия Никалюк, Лев Большанин, Козлов Дмитрий, Карташов Алексей, Прилука Виктор, Колосов Геннадий, Качесова Виктория, Бурдовицин Вячеслав, Гарипова Зиля, Шакурина Анастасия, которые являются волонтерами клуба «Импульс» (руководитель Кайнова В.В.)  Они показали веселые, оригинальные, заводные номера, которые не оставили равнодушными никого.

В «Турнире рыцарей» победили «юные рыцари», и это хорошо. Взрослые, организовавшие этот праздник, понимают, что мальчишек  надо с детства готовить к мужским поступкам, учить держать данное слово, быть готовым в любую минуту прийти на помощь другим. Воспитанники чувствуют заботу воспитателей и отвечают им доверием и любовью.

Хореняк Наталья Валентиновна,
зам.директора по воспитательной
и реабилитационной работе

Работа с семьей, находящейся в СОП

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), – это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Техники установления контакта с несовершеннолетними клиентами

Данная информация позволит специалистам, работающим с несовершеннолетними (в том числе вступившими в конфликт с законом), установить с подростком доверительные отношения при первой и последующих встречах.

Влияние типа акцентуации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на формирование отрицательных черт характера

Специалисты КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» осуществляют социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, направленное на их ресоциализацию, профилактику противоправного поведения.

Работа основана на индивидуальном и групповом взаимодействии с несовершеннолетними (чаще всего подросткового возраста) и их семьями с применением психодиагностического обследования, консультирования, психокоррекционных мероприятий, что позволяет решать конкретные психологические задачи.

Читать далее

Школа для родителей

На протяжении нескольких лет в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»  существует клуб «Диалог», объединяющий семьи, воспитывающие особых детей.


Воспитание особенного ребенка характерно тем, что родителям в первую очередь необходимо самим научиться выдержке, терпению, настойчивости и умению верить в лучшее. Такие семьи особенно нуждаются в поддержке специалистов, но большую пользу могут оказать другие родители, уже нашедшие в себе силы для правильного воспитания такого ребенка. Родителям важно знать, что их случай не единственный, что многие родители успешно это пережили, обретя любовь к своему ребенку и конструктивное отношение к созданию условий для его развития.

Читать далее

Профилактика бродяжничества несовершеннолетних

Белозорова Н.Л.,

КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

 

Одна из тех проблем, которые относятся к разряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре – это проблема социального аутсайдерства. Одна из крайних форм аутсайдерства – бродяжничество [4].

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома или учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от факторов микросоциальной среды, ее окружающей. Провоцировать несовершеннолетних на бродяжничество могут многочисленные факторы. Прежде всего, семейная среда: разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми.

Дети чутко реагируют на пренебрежение их интересами и потребностями, что  создает не только реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Проявления бродяжничества встречаются среди несовершеннолетних в основном в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Дети до семилетнего возраста из дома не убегают. Впервые это может происходить в возрасте от 7 до 9 лет, но довольно редко. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подросткам, склонным к побегу, свойственны такие качества личности как нестабильность поведения, повышенная возбудимость, эмоциональная незрелость. Начиная с 14-15 лет проявления уходов и бродяжничества постепенно уменьшаются.

Уходы можно разделить на реактивные, планируемые и немотивированные [3].

Реактивные уходы (как реакция на внешнюю ситуацию) наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

  • В этой связи все более востребованными оказываются социально-психолого-педагогические технологии работы с данной категорией несовершеннолетних.

Пример из практики работы отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Несовершеннолетний Д., 12 лет, обидчивый, импульсивный, эгоцентричный, упрямый, агрессивный. Воспитывается матерью и отчимом, регулярно подвергается наказаниям. Постоянно убегает из дома. Во время побегов занимается воровством.

В процессе беседы психологом выяснено, что впервые мальчик убежал из дома в возрасте 10 лет в состоянии сильного волнения после перенесенного наказания (сохранились очень яркие воспоминания о том случае). В дальнейшем при любом напряжении обстановки дома испытывает практически неодолимую тягу к тому, чтобы куда-нибудь уйти, несмотря на время суток и погоду. Любое давление, ограничение, контроль переносит болезненно, всячески стремится их избежать. Уходы стали для него привычной формой протестного поведения. При этом в ходе беседы подросток проявил достаточно высокий интеллектуальный уровень, развитое логическое мышление, хорошую сообразительность.

Другой пример:

Несовершеннолетняя Н., 12 лет, эгоистичная, активная, обидчивая, скрытная, раздражительная. Воспитывается в полной семье, родителями обожаема. Родители работают в другом регионе вахтой, подолгу отсутствуют, дочь очень скучает по ним, не получает должного внимания с их стороны по причине занятости. Знакомится на страницах интернета с человеком много старше себя, уезжает вместе с ним из дома в другой город. В беседе с девочкой выясняется, что своим поступком она стремилась привлечь к себе внимание близких.

В этих случаях в связи со сложившимися обстоятельствами без принятия мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности, высока вероятность аффективного поведения со стороны этих несовершеннолетних.

Остановимся подробнее на работе, проводимой с несовершеннолетней Н. В качестве профилактических и коррекционных мер.

Консультирование. Первоначально несовершеннолетняя проявляла нервозность с чрезмерным вниманием к своим чувствам, оппозиционностью, крайним эгоизмом, с уверенностью в том, что в случившемся виноваты другие. Психологом проведены несколько консультативных бесед с применением техники «Сочинение историй с помощью предметов» [7]. Основная цель сочинения истории и ее последующего пересказа заключается в предоставлении ребенку возможности осознать последствия своих действий и разобраться в своих чувствах. Использование этой техники дает положительный эффект и потому, что ребенок без каких-либо затруднений фактически рассказывает специалисту о том, что происходит в его жизни. Также использовались упражнения «Ассоциация». Ситуация изменилась.

Параллельно велась работа с родителями несовершеннолетней – консультирование, позволившее им понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности дочери, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. При этом специалистами сделан акцент на кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями. Кроме того, стремление родителей влиять на индивидные свойства подростка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство, могут привести к нервно-психическим срывам и дезадаптации девочки, деформации личностного развития. Родителям разъяснено, какие именно свойства необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и какие развивать.

  • Родителям предложена памятка.

Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.

  • Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
  • Умейте слушать и слышать его, учитывайте его мнение.
  • Признавайте свои ошибки перед ребенком.
  • Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
  • Попытайтесь видеть себя глазами ребенка.
  • Сотрудничайте с ним.
  • Относитесь терпимо к поступкам своего ребенка.
  • Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
  • Поддерживайте его в трудную минуту.

Следующий этап работы – психодиагностическое исследование с целью изучения характерологических особенностей личности несовершеннолетней и определения уровня интеллектуального развития. Исследование позволило выявить как слабые, так и сильные стороны личности несовершеннолетней, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы. Выявлена акцентуация характера девочки, то есть крайние проявления нормы, отклонения, которые также учитываются при индивидуальном подходе к воздействию на личность несовершеннолетней. Здесь же выявлены синдромы тревожности, агрессивности, нарушения системы самооценки, неадекватного уровня притязаний, которые проявились в форме социальной дезадаптации.

По результатам психодиагностики несовершеннолетней предложена индивидуальная психокоррекционная работа на предмет изменения формы протестного поведения (бродяжничества) и формирования системы внутренней регуляции, навыков самоанализа, самовоспитания, так как главные мотивационные ли­нии этого возрастного периода связаны с активным стрем­лением к личностному самосовершенствованию, — это само­познание, самовыражение и самоутверждение.

В ходе индивидуальной работы с несовершеннолетней применялись такие методики и упражнения как [5,6]:

– «Карта чувств», графическая беседа «Круги воли», «Точный расчет», «Зато… – продолжи фразу» и другие, направленные на развитие у несовершеннолетней способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

– «Воздушный шарик», «Расслабление», «Две минуты отдыха», направленные на снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях;

– «Унисон», «Три ответа», «Зеркало» и др., направленные на расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;

– «Шесть шляп» – игра, направленная на повышение социально-психологической компетентности несовершеннолетней и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими (развитие критического мышле­ния и социального прогнозирования, формирование навыка думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выхо­дить победителем из интеллектуальных и жизненных испыта­ний, выстраивать прогноз событий);

– «Контраргументы», Конверт откровений и др. упражнения на развитие позитивного самовоспитания  и развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В результате работы с несовершеннолетней ситуация стабилизировалась, в течение полугода уходов из дома не было. Девочку удалось вовлечь в деятельность молодежного центра «Защитник» с целью позитивного использования ею своих творческих способностей, активного общения и личностного роста, что позволило активизировать личностные ресурсы несовершеннолетней, обеспечить активность личности, и, в конечном счете, ее устойчивость к форме протестного поведения (бродяжничество).

 

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
– случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

– телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

– предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов. Данный тип уходов и бродяжничества можно проиллюстрировать следующим примером:

Несовершеннолетний В., 11 лет. Подросток беспечный, увлекающийся, самонадеянный. Воспитывается матерью. Мальчик нечистоплотен, прогуливает уроки, плохо учится, становится предметом насмешек со стороны одноклассников. С 10 лет начал уходить из дома. Сначала отлучки были краткосрочными, однако, в дальнейшем стал пропадать на несколько суток. Свое поведение объясняет нежеланием учиться в школе, плохим настроением, желанием «попутешествовать».

В ходе беседы с психологом выяснено, что у подростка в школе возникает эмоциональный дискомфорт из-за выраженной потребности в самоутверждении, но неблагополучии в учебной деятельности, который сопровождается поведенческими проблемами, агрессией. Подросток часто уходит из дома, фантазирует о «дальних странах». Он ищет общество, в котором ему будет комфортно, а это, чаще всего, асоциальные слои населения.

В качестве коррекционных мер предпринято следующее:

– психологом проведена индивидуальная работа по выявлению причин и коррекции устоявшейся формы асоциального поведения – бродяжничества;

– после индивидуальной работы предложены занятия в спортивной секции, подросток принят в группу начинающих;

– со стороны матери усилен родительский контроль – постоянный, ежедневный.

Результат: в течение последних пяти месяцев фактов ухода из дома не наблюдалось.

Немотивированные уходы возникают без понятных психологических мотивов. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.

Иллюстрацией данного типа уходов может служить следующий пример.

Несовершеннолетний К., 9 лет, воспитывается в неполной благополучной семье, в любви и заботе. На момент собеседования замкнутый, недоверчивый, с преобладающим негативным настроением. Мать загружена работой, ребенок чаще находится под присмотром бабушки. В школе отношения с ребятами и учителями не складываются, К. часто конфликтует, его настроение изменчиво, интереса к учебе ребенок не проявляет, на замечания учителей не реагирует, задания не выполняет, постоянно погружен в себя. Причину отлучек мотивированно объяснить не может, зачастую не помнит, где и как проводил время. Поводом для обращения матери к специалистам стали необъяснимые уходы сына, кражи денег, ценных вещей из дома.

Мальчик обследован психологом и направлен на консультацию к психиатру, где был поставлен на учет. В дальнейшем после применения фармакологических препаратов и курса психотерапии, уходов из дома не наблюдалось.

  • Таким образом, из дома убегают самые разные подростки и по самым разным причинам. По результатам ряда исследований выявлено, что дети из неполных семей убегают из дома реже, чем дети из семей полных. Причина этого видится в том, что при наличии обоих родителей между ними чаще возникают ссоры, которые дети не в силах предотвратить, поэтому лучшим решением они видят уход из такой семьи [1,4].
    • Следует отметить, что решающее значение для профилактики уходов из дома все-таки представляют социально-психолого-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

Источники информации:

  1. http://bookap.info/sociopsy
  2. http://stranadetstva.ru/deviantnoe-povedenie-detej
  3. http://www.psychol-ok.ru/lib/komarov/opn/opn_02.html
  4. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В. А. Пятунин. – Москва: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.
  5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.
  6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб., Речь, 2006. 208 с.
  7. Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

Благотворительный фонд для семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в социальной помощи

На протяжении многих лет работы Центра семьи «Минусинский» существует и гуманитарный фонд вещей. Сюда обращаются семьи, которые, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не могут купить все необходимые вещи детям (зачастую это семьи с низким достатком или потерявшие имущество в результате пожара). Фонд оказывает им помощь вещами, как новыми, так и бывшими в употреблении: одеждой, обувью, книгами, игрушками, мебелью, бытовой техникой, предметами домашнего обихода.

Благотворительный фонд пополняется за счет населения города, предпринимателей, которые приносят новые или бывшие в употреблении, ставшие ненужными, но в хорошем состоянии вещи.

Фонд находится по адресу: г.Минусинск, ул.Тимирязева, д.1 (вход со стороны проезжей части).

Время работы: понедельник – пятница, с 9.00 до 18.00 часов, перерыв с 13.00 до 14.00 часов. Выходные: суббота, воскресенье.

Уважаемые жители города! Центр семьи «Минусинский» с благодарностью примет вещи для пополнения благотворительного фонда.

Встреча с искусством

6 февраля 2015г. воспитанники социального приюта для детей и подростков(с.Городок), являющегося структурным подразделением КГБУ СО Центр семьи «Минусинский», по приглашению Красноярского краевого колледжа культуры и искусства в г.Минусинске посмотрели сказку «Девочка со спичками». Постановку подготовили режиссер Гордеев Владимир Борисович и студенты 3 курса специальности актерское искусство.

Читать далее