Оценка развития ребенка до 16 месяцев

Инструкция для родителей по заполнению бланка

1. Условия применения шкалы

Шкала пригодна для оценки уровня развития младенцев 2-16 месяцев. Младенцев до 2 месяцев еще рано оценивать по шкале KID, а ребенка старше 16 месяцев имеет смысл оценивать, если очевидно, что он сильно отстает в физическом или психическом развитии. Свободно бегающего ребенка со словарным запасом около десятка слов нельзя достоверно оценить по шкале KID. Заполнять Анкету и Ответный лист – должен человек, который общается с ребенком большую часть времени и практически ежедневно: как правило, мать, бабушка или отец, а также домашняя няня или воспитатель в доме ребенка.
Никаких специальных знаний не требуется: достаточно правильно понимать инструкцию и вопросы.

2. Заполнение Анкеты

В Анкете заполняются ВСЕ графы “фамилия-имя”, “дата рождения”, “дата заполнения”, “адрес”, “телефон”, “на
какой неделе родился”, “число детей в семье”, “возраст родителей”.

Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например,
17 февраля 2010 г нужно записать в виде: 17/02/10.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста ! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными.

Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально – на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников – на самом деле он младше их. Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения. Если основной воспитатель ребенка – бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и
образование должны быть указаны в табличке, а столбец “воспитатель” не заполняйте.

3. Заполнение Ответного листа

Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже Вопроснике, найдите на обороте Анкеты  листка анкеты «Ответы по шкале КID» – номер этого пункта (число от 1 до 252 , выделенное жирным шрифтом) и щелкните мышью в кружке  1, 2  или 3, руководствуясь следующим правилом:
– выберите цифру 1 , если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение
последнего месяца);
– выберите цифру 2 , если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад
или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
– выберите цифру 3 , если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует.

Если ребенок – инвалид, то подразумевается выполнение действия с помощью специального инвалидного устройства, которым он обычно пользуется.

Не оставляйте пункты без ответа: оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант. Даже если на большом протяжении Вопросника сплошь идут слишком трудные для Вашего ребенка пункты, нужно на каждый из них выбрать код ответа 3.

Шкала KID-R

    Фамилия, имя ребенка:

    Дата рождения ребенка:

    Дата заполнения листа:

    Пол ребенка:

    Адрес:

    Телефон:

    Кто заполняет тест:

    На которой неделе беременности родился ребенок:

    Какие роды:

    Состояние ребенка:

    Бывают ли судороги: ДаНет

    Где воспитывается ребенок:

    Язык общения в семье:

    Количество детей в семье:

    Основной воспитатель ребенка:

    Обычное настроение воспитателя (выберите одно самое характерное):

    Что воспитатель ценит в ребенке:

    Экономическое положение семьи:

    Мать: Возраст: Образование:

    Отец: Возраст: Образование:

    Воспитатель: Возраст: Образование:



    1 Питается от груди или из бутылки 123
    2 Стаскивает шапочку со своей головы 123
    3 Берет пищу с ложки 123
    4 Играет в прятки (в «ку-ку»: «прячет» лицо за ладонями) 123
    5 Плачет, когда отбирают игрушку 123
    6 С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки 123
    7 Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам 123
    8 Берет маленькие предметы двумя пальцами 123
    9 Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал(а) на животе 123
    10 Подпрыгивает, если поддерживать подмышки 123
    11 Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял(а) 123
    12 Помогает одеванию, просовывая руки в рукава 123
    13 Смотрит на людей и успокаивается (затихает) 123
    14 Тянется к знакомому человеку 123
    15 Может один(одна) играть с игрушками в течение 15 минут 123
    16 Трясет погремушкой, если ее вложить в руку 123
    17 Черкает карандашом по собственной инициативе 123
    18 Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь 123
    19 Произносит звуки «ммм» или «ссс» 123
    20 Машет ручкой «пока-пока» в подходящий момент 123
    21 Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпустит из рук 123
    22 Может начать ползти, если перед этим сидел(а) 123
    23 Обхватывает бутылочку руками, когда сосет из нее 123
    24 Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками 123
    25 Дает игрушку, если вы протянете за ней руку 123
    26 Избегает предметов, которые могут причинить боль 123
    27 Берет предметы и рассматривает их 123
    28 «Разговаривает» на своем языке («гулит») 123
    29 Четко произносит одно слово 123
    30 Хлопает в ладоши, когда попросят 123
    31 Сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку 123
    32 Пытается заполучить игрушку, находящуюся вне пределов досягаемости 123
    33 Проглатывает жидкость, не поперхнувшись 123
    34 Предпочитает есть самостоятельно 123
    35 Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки 123
    36 Протягивает взрослому игрушку, но не отдает ее 123
    37 Ищет игрушку, которую спрятали на его(ее) глазах 123
    38 Интересуется фотографиями (рассматривает, когда показывают) 123
    39 Подражает знакомым действиям матери 123
    40 Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет) 123
    41 Имитирует «ма-ма» или «да-да» 123
    42 Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой 123
    43 Пальцем тычет в предметы, или толкает их, или трет, или катает 123
    44 Становится ногами на пол, если держать в стоячем положении 123
    45 Приподнимает грудь с кровати, когда лежит на животе 123
    46 Тянет предметы в рот 123
    47 Глотает мягкую (протертую) пищу 123
    48 Приходит в возбуждение (радуется), когда взрослый берет на руки 123
    49 Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал 123
    50 Реагирует на звук колокольчика или погремушки 123
    51 Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним(ней) 123
    52 Играет с куклами 123
    53 Хнычет или плачет, когда ругают 123
    54 Называет маму «ма-ма» (осмысленно) 123
    55 Пытается схватить расположенные рядом маленькие предметы 123
    56 Рвет бумагу двумя руками 123
    57 Стоит, если поддерживать подмышки 123
    58 Делает движения ползания 123
    59 Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту 123
    60 Выказывает ревность 123
    61 Двигается под музыку 123
    62 Улыбается при звуке погремушки или колокольчика 123
    63 Роняет и поднимает игрушки 123
    64 Катает мячик со взрослым 123
    65 Уберет тряпочку, если ею закрыть его(ее) лицо 123
    66 Реагирует, услышав свое имя 123
    67 Произносит по крайней мере два разных звука 123
    68 Держит игрушку 123
    69 Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы принял(а) сидячее положение 123
    70 Открывает рот при виде бутылки или груди 123
    71 Ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают в первый раз 123
    72 Понимает «пока-пока» («до свидания») 123
    73 Похоже, что понимает смысл слов «вверх» и «вниз» 123
    74 Следит глазами за движением рук 123
    75 Изменяет положение тела, чтобы лучше видеть что-то 123
    76 Улыбается, услышав свое имя 123
    77 Отчетливо произносит три или четыре слова 123
    78 Указывает на предмет, который хочет 123
    79 Опускает разные предметы в коробки и бутылки 123
    80 Свободно вертит головой, когда сидит или когда держат в вертикальном положении 123
    81 Сидит на корточках 123
    82 Перелезает через препятствия 123
    83 Ест размятую твердую обычную пищу, когда ею кормят 123
    84 Издает звуки во время кормления и купания 123
    85 Любит купаться в ванне и брызгаться 123
    86 Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытается отобрать игрушку 123
    87 Поднимает подбородок, лежа на животе 123
    88 Интересуется своим отражением в зеркале 123
    89 Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось 123
    90 Останавливается, когда вы говорите «нельзя» 123
    91 Произносит звуки, похожие на «ма-ма», «ба-ба», «ла-ла» 123
    92 Пытается повторять слова 123
    93 Реагирует на «иди ко мне», поднимая ручки 123
    94 Тянется за игрушкой, которую близко поднесли 123
    95 Вытаскивает игрушки из коробки 123
    96 Поднимает голову, когда лежит на спине 123
    97 Подтягивается и встает, держась за край кроватки 123
    98 Выдвигает ящики шкафчика 123
    99 Жует пищу 123
    100 Ест обычную твердую пищу 123
    101 Лепечет, когда с ним(ней) заговаривают 123
    102 Радуется, когда его(ее) подкидывают, возятся с ним(ней) 123
    103 Поворачивается, услышав свое имя 123
    104 Намеренно не слушается 123
    105 Улыбается отражению в зеркале 123
    106 Передвигается, чтобы достать предмет, до которого не дотянуться 123
    107 Останавливается, когда вы кричите «нельзя» 123
    108 Быстро поворачивает голову на знакомый голос 123
    109 Берет предметы одной рукой 123
    110 Одновременно играет с двумя или более предметами 123
    111 Сидит у вас на коленях 123
    112 Быстро ползает на четвереньках 123
    113 Узнает бутылку и тянется за нею 123
    114 Держит, кусает и жует пирожок или печенье 123
    115 Одним людям улыбается, а другим - нет 123
    116 Имитирует игру в «ладушки-ладушки» 123
    117 Открывает рот, когда приближается ложка 123
    118 Издает звуки, когда с ним(ней) говорят 123
    119 Останавливается, услышав свое имя 123
    120 Держит предмет двумя руками 123
    121 Помогает переворачивать страницы в книжке 123
    122 Стоит, держась за мебель 123
    123 Переворачивается со спины на бок 123
    124 Пытается открыть дверь 123
    125 Кладет кусочки пищи в рот 123
    126 Обнимает маму и показывает свою любовь к ней 123
    127 Находит частично спрятанные предметы 123
    128 Узнает материнский голос 123
    129 Тянется за всем, что попадает в поле зрения 123
    130 Похоже, что понимает «пока-пока» («до свидания») 123
    131 Издает звуки то громкие, то тихие 123
    132 Переворачивает страницы книжки, по две-три сразу 123
    133 Сидит с некоторой поддержкой, при этом держит голову 123
    134 Стоит, если держат за обе руки 123
    135 Легко перекатывается со спины на живот 123
    136 Может осторожно положить игрушку 123
    137 Улыбается 123
    138 Играет один с игрушками 123
    139 Огорчается, если оставляют одного(одну) в комнате 123
    140 Громко хохочет, когда щекочут 123
    141 Обнимает отца и показывает, что любит его 123
    142 Внимательно смотрит на предметы и успокаивается (затихает) 123
    143 Реагирует на игру в прятки («ку-ку») 123
    144 Имитирует действия взрослых через большой интервал времени после того, как они произошли 123
    145 Повторяет слова, когда попросят 123
    146 Трясет погремушкой 123
    147 Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку 123
    148 Перекатывается с живота на спину 123
    149 Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет 123
    150 Пытается взять пищу ложкой 123
    151 Узнает наиболее знакомых взрослых 123
    152 Машет ручкой «пока-пока», когда скажут 123
    153 Обнимает куклу или медведя и показывает любовь к ним 123
    154 Бросает игрушки и смотрит, как они падают 123
    155 Протягивает игрушку матери, если она попросит 123
    156 Может копировать звуки 123
    157 Сидя, катает мячик 123
    158 Самостоятельно стоит 123
    159 Может переворачиваться (со спины на бок, с бока на живот и т.п.), когда оставляют лежать на полу 123
    160 Трогает свои ноги руками 123
    161 Берет ложку за ручку 123
    162 Проглатывает пищу, не поперхнувшись, не подавившись, не закашляв 123
    163 Машет ручкой «пока-пока» в нужное время и без просьбы взрослого 123
    164 Ощупывает лицо, волосы, бусы или одежду взрослого 123
    165 Целует взрослого, когда попросят 123
    166 Копирует простые действия 123
    167 Сидит, опираясь на руки 123
    168 Выполняет простые указания, например, «иди ко мне» 123
    169 Многократно повторяет одни и те же звуки 123
    170 Хохочет 123
    171 Берет одной рукой две маленькие игрушки 123
    172 Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд 123
    173 Устойчиво стоит самостоятельно 123
    174 Забирается на стулья или мебель для того, чтобы достать нужную вещь 123
    175 Наклоняется и подбирает игрушку с пола 123
    176 Держит ложку и доносит пищу до рта 123
    177 Обсасывает и мусолит во рту печенье и сухари 123
    178 Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых 123
    179 Улыбается своему отражению в зеркале 123
    180 Подражает другому ребенку 123
    181 Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов 123
    182 Издает звуки, когда взрослый улыбается или щекочет 123
    183 Ходит, держась за мебель 123
    184 Ползет вверх по лестнице 123
    185 Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу 123
    186 Играет своими руками 123
    187 Улыбается при виде любимой игрушки 123
    188 Играет одновременно с двумя игрушками 123
    189 Качает головой в знак отрицания 123
    190 Подбирает маленькие предметы размером с горошину 123
    191 Бросает мяч 123
    192 Сидит самостоятельно в течение долгого времени 123
    193 Ходит, если держат за обе руки для равновесия 123
    194 Держит чашку и пьет из нее 123
    195 Стаскивает носки 123
    196 Пьет из чашки, которую держит взрослый 123
    197 Держит в течение секунды вложенную в руку ложку 123
    198 Смеется, если взрослый делает смешную гримасу 123
    199 Тянется к отражению в зеркале и похлопывает его 123
    200 Играет своими ногами 123
    201 Тянется за игрушками, которые расположены довольно близко, но нельзя их прямо схватить 123
    202 Бросает одну из двух игрушек, которые держит, для того, чтобы взять третью 123
    203 Улыбается при виде новой игрушки 123
    204 С удовольствием смотрит в окно 123
    205 Лепечет, когда находится один(одна) в кроватке 123
    206 Распознает названия знакомых предметов 123
    207 Перекладывает предметы из одной руки в другую 123
    208 Стоя, кидает мяч 123
    209 Ходит, когда держат за одну руку 123
    210 Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет 123
    211 Трет глаза 123
    212 Пьет из чашки, которую держит взрослый, не расплескивая питье 123
    213 Пытается ходить по дому за мамой 123
    214 Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи 123
    215 Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук 123
    216 Хнычет или плачет 123
    217 Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке 123
    218 Черкает карандашом, если показать, как это делается 123
    219 Сидит самостоятельно и играет с игрушками 123
    220 Проходит несколько шагов без помощи взрослого 123
    221 Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть 123
    222 Отворачивает голову, когда пытаются вытереть нос 123
    223 Пытается поднять к своим волосам гребенку или щетку 123
    224 Пытается привлечь внимание взрослого хныканием или плачем 123
    225 Подражает выражению лица взрослого 123
    226 Наклоняется и ищет упавший предмет 123
    227 Использует корзинку, сумку или ящик для того, чтобы переносить вещи 123
    228 Достает и носит знакомые предметы 123
    229 Достает предмет одной рукой 123
    230 Может без помощи взрослого сесть, если лежал(а) перед этим на спине 123
    231 Хорошо ходит самостоятельно 123
    232 Держит предмет величиной с куклу 123
    233 Играет с губкой или с игрушками в ванне 123
    234 Ест бутерброд, разрезанный на четыре части 123
    235 Смотрит телевизор 123
    236 Пытается дотронуться до движущихся предметов 123
    237 Визжит 123
    238 Стучит игрушками по столу или по полу 123
    239 Когда сидит, может лечь на спину без посторонней помощи 123
    240 Поднимается с полу, ни за что не держась, и самостоятельно идет 123
    241 Встает самостоятельно из сидячего положения 123
    242 Когда сидит, поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет 123
    243 Удерживает пищу во рту 123
    244 Просовывает ноги в штаны 123
    245 Старается схватить движущийся предмет 123
    246 Разворачивает завернутую или прикрытую чем-нибудь игрушку 123
    247 Может ходить боком 123
    248 Поднимает ноги, когда меняют подгузник 123
    249 Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно 123
    250 Поднимает чашку двумя руками 123
    251 Пытается мыться губкой в ванне 123
    252 С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложечкой 123