ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
На сегодняшний день одним из актуальных направлений работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющих конфликт с законом, являются ювенальные технологии. Это примирение несовершеннолетнего преступника и потерпевшего, в результате которого с помощью грамотной работы специалистов можно достичь большого воспитательного эффекта.
МЕТОД СТРУКТУРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (ОРВ)
Может применяться во всех учреждениях и органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений, организаторов индивидуального социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи.
Позволяет определить степень риска совершения повторного правонарушения, определить набор социальных услуг на основе ресурсов реабилитационного пространства с целью создания индивидуальной реабилитационной программы социально-психологического сопровождения на территории проживания ребёнка и его семьи. Услуги необходимо предоставить подростку и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития девиантного поведения (совершения правонарушения) в условиях трудной жизненной ситуации.
КАРТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Цель заполнения – предоставление суду информации о социальном и психологическом аспектах взросления и воспитания несовершеннолетнего.
Используется в работе специалиста-куратора семьи, в которой несовершеннолетний совершил противоправный поступок.
Составляется специалистом-куратором. По каждому пункту карты собирается максимально полная информация с датами, причинами, следствиями, обстоятельствами жизни несовершеннолетнего.
Заполняется по запросу ответственного секретаря КДН, на основании постановления следователя, либо дознавателя о совершённом правонарушении. После заполнения, карта направляется в МУВД для приобщения к материалам дела.
КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ
– методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления, работа со случаем («кейс»- «случай»).
Стадии кейс-менеджмента:
- досудебная;
- постсудебная;
- постпенитенциарная.
Схема работы «кейс-менеджера»:
Запрос от следователя → сбор необходимой информации /заполнение КСС → ОРВ → составление проекта индивидуальной профилактической работы.
Основные инструменты специалиста (кейс-менеджера/ювенального менеджера):
- Карта социального сопровождения несовершеннолетнего (КСС);
- Форма структурированной оценки потребностей и риска совершения повторных преступлений;
- Банк реабилитационных программ в местном сообществе.
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ДОПРОСАХ И СУДАХ
СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
Задача Службы примирения – разрешать максимальное количество ситуаций с использованием программ примирения (медиация, хранители кругов, семейные конференции).
В 2011году Службы примирения созданы в учреждениях Управления образования и в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский».
В работе служб примирения принимают участие волонтеры – старшеклассники, студенты. Конкурс волонтерских команд
Задачи деятельности волонтеров:
- проведение информационно-разъяснительной работы по предупреждению асоциальных явлений;
- осуществление профилактической работы с подростками и молодежью группы риска (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, викторины), направленной на формирование социальных навыков разрешения конфликтов и повышения уровня правовой культуры;
Результаты работы:
- умение применить навыки аргументированного отстаивания своей позиции
- сформированные здоровые установки ответственного поведения, снижающие вероятность асоциального поведения
- привлечение детей и подростков, вступивших в конфликт с законом, к общественно значимой деятельности
МЕТОД СЕТЕВОЙ ТЕРАПИИ
– системный метод социальной работы с семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.
Особенность метода – минимальность вмешательства специалистов и ведущих встречи в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы
Предназначение метода – помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации
Блоки:
- Диагностика (с помощью различных видов карт социальных связей)
- Мобилизация ближайшего окружения семьи
- Проведение сетевой встречи
Результат – мобилизация различных внутренних ресурсов социального окружения несовершеннолетнего и решение существующих проблем естественным путем.