Ювенальные технологии

ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

       На сегодняшний день одним из актуальных направлений работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющих конфликт с законом, являются ювенальные технологии. Это примирение несовершеннолетнего преступника и потерпевшего, в результате которого с помощью грамотной работы специалистов можно достичь большого воспитательного эффекта.

оврМЕТОД  СТРУКТУРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (ОРВ)

Может применяться во всех учреждениях и органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений, организаторов индивидуального социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи.

Позволяет определить степень риска совершения повторного правонарушения, определить набор социальных услуг на основе ресурсов реабилитационного пространства с целью создания индивидуальной реабилитационной программы социально-психологического сопровождения на территории проживания ребёнка и его семьи. Услуги необходимо предоставить подростку и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития девиантного поведения (совершения правонарушения) в условиях трудной жизненной ситуации.

КАРТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Цель заполнения – предоставление суду информации о социальном и психологическом аспектах взросления и воспитания несовершеннолетнего.

Используется в работе специалиста-куратора семьи, в которой несовершеннолетний совершил противоправный поступок.

Составляется специалистом-куратором. По каждому пункту карты собирается максимально полная информация с датами, причинами, следствиями, обстоятельствами жизни несовершеннолетнего.

Заполняется по запросу ответственного секретаря КДН, на основании постановления следователя, либо дознавателя о совершённом правонарушении. После заполнения, карта направляется в МУВД для приобщения к материалам дела.

КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТкм

– методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления, работа со случаем («кейс»- «случай»).

Стадии кейс-менеджмента:

  • досудебная;
  • постсудебная;
  • постпенитенциарная.

Схема работы «кейс-менеджера»:

Запрос от следователя  → сбор необходимой информации /заполнение КСС → ОРВ → составление проекта индивидуальной профилактической работы.

Основные инструменты специалиста (кейс-менеджера/ювенального менеджера):

  • Карта социального сопровождения несовершеннолетнего (КСС);
  • Форма структурированной оценки потребностей и риска совершения повторных преступлений;
  • Банк реабилитационных программ в местном сообществе.

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ДОПРОСАХ И СУДАХ

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

handshakeЗадача  Службы примирения  –  разрешать максимальное количество ситуаций с использованием программ примирения (медиация, хранители кругов, семейные конференции).

В 2011году Службы примирения созданы в учреждениях Управления образования и в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский».

В работе служб примирения принимают участие волонтеры – старшеклассники, студенты. Конкурс волонтерских команд

Задачи деятельности волонтеров:

  • проведение информационно-разъяснительной работы по предупреждению асоциальных явлений;
  • осуществление профилактической работы с подростками и молодежью группы риска (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, викторины), направленной на формирование социальных навыков разрешения конфликтов и повышения уровня правовой культуры;

Результаты работы:

  • умение применить навыки аргументированного отстаивания своей позиции
  • сформированные здоровые установки ответственного поведения, снижающие вероятность асоциального поведения
  • привлечение детей и подростков, вступивших в конфликт с законом, к общественно значимой деятельности

МЕТОД СЕТЕВОЙ ТЕРАПИИсет

– системный метод социальной работы с  семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.

Особенность метода – минимальность вмешательства специалистов и ведущих встречи в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы

Предназначение метода – помощь семьямнаходящимся в кризисной ситуации

Блоки:

  • Диагностика (с помощью различных видов карт социальных связей)
  • Мобилизация ближайшего окружения семьи
  • Проведение сетевой встречи

Результат – мобилизация различных внутренних ресурсов социального окружения несовершеннолетнего и решение существующих проблем естественным путем.