Вожакова Алёна Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ ШирыштыкскаясредняяСОШ
Каратузского района
Проблема безнадзорности и беспризорности подростков не утратила своей актуальности, поскольку переживаемый Россией период социально-экономической и политической нестабильности значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Сознавая всю сложность ситуации, государство и общество предпринимают меры по улучшению социального положения и психического здоровья детей, защите их прав и интересов.
Поэтому организация воспитательной работы с учащимися « группы риска» процесс долгий, в его успешности должны быть заинтересованы все субъекты процесса воспитания. Для сельской школы этот процесс является особенным:
Воспитательная работа с детьми «группы риска» в школе ориентирована на развитие ребёнка, включение его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулировать самопознание, саморазвитие, самореализацию(Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.С. Селиванова).
Ценностно-смысловым ядромвоспитательной работыс детьми «группы риска» являются:
Поэтому главная цель воспитательной работы с детьми «группы риска»:
Формы работы с детьми «группы риска»:
К этому типу форм относятся: беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр.
Главное здесь – обмен информацией (сообщения учеников, учителей, родителей и др.), обсуждение проблем.
2.Образно – художественные формы
Совместно переживаемые чувства имеют огромную возвышающую и объединяющую силу.
3.Трудовые формы внеурочной работы.
Совместный труд может вдохновлять не меньше театра или праздника. Положительно воздействует на детей любая совместная работа, любой труд.
Работу надо строить таким образом, чтобы каждый ученик был заинтересован в итоге своего труда.
Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки, ярмарка – распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
4.Игровые или досуговые формы работы
Игры занимают важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания.Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив.Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению определённых правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными, конкурсными. Это могут быть и подготовка спектаклей или концертов, и туристические походы, и экскурсионные поездки, и соревнования, и конкурсы и многое другое.
5.Психологические формы работы
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии.
Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Воспитательная работы с детьми «группы риска» – это сложная система, которая будет по-настоящему эффективной только тогда, когда каждый человек, входящий в неё или соприкасающийся с ней: ребёнок, учитель, родитель, гость, – будет счастлив.
Воспитательная работа в нашем школе построена на создании традиций, дающих возможность каждому ученику самовыражаться и обретать веру в свои возможности: не бояться размышлять, творить, свободно выражать своё мнение, искать себя, достигать.
Коллективные творческие дела – вот системообразующий фактор воспитательной работы с детьми «группы риска».
Спасибо, очень полезная информация по формам
Школа в селе-это вторая семья и в ней должно быть интересно каждому ученику. Главное привлечь, заинтересовать. Спасибо за информацию.