Как помочь гиперактивному ребенку?

«Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего её заслуживает»

(Эрма Бомбек).

«Сядь на место!», «Не шуми!», «Успокойся!», «Будь внимательней!»… и многое другое приходится слышать гиперактивному ребенку в школе/саду/дома/во дворе. Опять не смотрит под ноги, сносит все на своем пути, не может на месте усидеть и пяти минут. Мама только и успевает одергивать беспокойного малыша, педагог делает замечание говорливому ребенку, а соседи бурчат под нос: «Невоспитанный». Как же непросто живется в этом огромном мире правил и требований гиперактивному ребенку…

В медицине существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. При данном расстройстве происходит нарушение в функционировании нервной системы. В связи с этим, у ребенка возникают трудности с концентрацией и поддержанием внимания, нарушение памяти, сложности в обработки информации. Ребенок становится невнимательным, импульсивным, чрезмерно активным. Вследствие чего снижается школьная успеваемость, нарушается общение с окружающими людьми, страдает самооценка. Стоит отметить, что уровень интеллектуального развития детей не связан со степенью гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Важно! Если ваш ребенок подвижен и энергичен, иногда упрям и непослушен, а может и несколько избалован – это совершенно не значит, что он гиперактивен. При подозрении на СДВГ не занимайтесь самодиагностикой, а обратитесь за помощью к профессиональному неврологу или психиатру. Только врач может поставить ребенку подобный диагноз!

СДВГ не приговор! Работа с гиперактивным ребенком должна базироваться на комплексном подходе. Задача врачей – оказать медикаментозное лечение (при необходимости), задача педагогов, психологов, воспитателей и родителей –  помочь ребенку социализироваться.

При воспитании следует всегда держать во внимании одно важное и основное правило«При СДВГ в первую очередь страдает сам ребенок». Он не может вести себя так, как требуют взрослые не потому, что он НЕ ХОЧЕТ, а потому, что его ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ особенности НЕ ПОЗВОЛЯЮТ этого сделать. Дать волшебную пилюлю и излечить все недуги, махнуть волшебной палочкой и превратить гиперактивного ребенка в покладистого и послушного не получится. Реалистичная и посильная задача – научиться продуктивно взаимодействовать с ребенком, учитывая его особенности.

Особое внимание следует уделить режиму дня, который можно оформить наглядно вместе с ребенком в виде рисунка или схемы. Интеллектуальные нагрузки должны чередоваться с отдыхом. Полезны прогулки, подвижные игры, спортивные секции, полноценный сон. Учитывайте тот факт, что гиперактивному ребенку легче работается в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце, а также один на один со взрослым.

Рассказывайте ребенку о предстоящих мероприятиях, а также о смене режима дня. Изменения привычного уклада могут провоцировать растерянность и импульсивность. Предопределенность поможет снизить действие стрессового фактора.

Помогите ребенку быть успешным! Понаблюдайте, чем любит заниматься ваш малыш, что у него хорошо получается делать. Отмечайте успехи. Дети особо чувствительны к похвале.

При организации учебной деятельности учитывайте индивидуальные особенности. Гиперактивный ребенок физически не может долго усидеть на месте (примерное время продуктивной работоспостобности – 10 минут). Если видите, что он устал (отвлекается, балуется, ерзает на стуле, плачет), не заставляйте работать дольше. Дробите крупные задачи на мелкие, чередуйте интеллектуальную деятельность «за партой» с физминуткой или игрой.

При выполнений заданий оказывайте ребенку необходимую помощь: читайте, рисуйте схемы, помогите выделить главное, обучите мнемотехникам и пр. Уберите со стола все лишнее, чтобы не отвлекать внимание.

Детям с гиперактивностью сложно проявлять многозадачность. Если вы хотите, чтобы ребенок сидел за партой и делал задание, то на первых порах не обращайте внимание на аккуратность. Похвалите ребенка за усидчивость, пусть он почувствует успех – это повысит его уверенность в себе и школьную мотивацию.

Занятия должны быть интересны и наглядны. Экспериментируйте с выбором средств, фантазируйте. Детей притягивает новое. Будьте экспрессивны при предъявлении материала, говорите выразительно, меняйте интонацию.  Наденьте яркую шляпу, чтобы привлечь внимание ребенка. Используйте песочные часы для регуляции периодов активной работы и отдыха. Пусть ребенок сам переворачивает часики и видит, сколько времени ему осталось на занятие/игру.

Помните, что ребенок с СДВГ комфортнее чувствует себя в системе четких и кратких правил. Не стоит читать часовые нотации – это слишком энергозатратно и совершенно не продуктивно. Ребенок перестанет вас слушать уже спустя несколько секунд. Лучше всего подойдет короткое «Нельзя» с предложением альтернативы. Например: «Кидаться хлебом нельзя, но ты можешь бросить вон тот мяч в корзину». Правила поведения можно оформить письменно на листе, описав их кратко. При нарушении нужно отправить ребенка их повторить. Делать это необходимо мягко с верой в то, что ребенок исправится. Всем свойственно совершать ошибки.

Система поощрений и наказаний должна быть гибкой и последовательной. Так как гиперактивный ребенок не умеет ждать, поощрять следует моментально и регулярно. Подойдет словесная похвала, прикосновения, «жетонный метод» (впоследствии жетоны можно обменять на какие-либо награды, например, просмотр мультфильма). Также мотивационно полезен следующий прием. После выполнения каждого задания ребенок может сбегать на кухню и съесть кусочек мармеладки. Будьте креативны, пробуйте, ищите то, что подойдет именно вашему ребенку.

Общаясь с ребенком, будьте терпеливы и спокойны в ситуациях непослушания. Маленький человечек может «выводить из себя», «кричать», «протестовать» и т.д. Задача взрослого – оставаться уверенным и хладнокровным «взрослым», а не эмоциональным и капризным «ребенком». Уйдите в другую комнату, выдохните, попейте чай, посчитайте до 10. От каждой вашей верной реакции зависит дальнейшее поведение ребенка. Не ругайте себя, если ошиблись, накричали, сорвались. Ищите новые способы регуляции своих эмоций и практикуйте уже имеющиеся. При необходимости, обращайтесь за помощью и поддержкой к психологам. Я верю, с каждым разом у вас будет получаться все лучше. Как катание на коньках: на первых порах бьемся о лед, но с каждым разом скользим все увереннее.

 «Наденьте кислородную маску сначала на себя» – занимайтесь любимым делом, отдыхайте, развивайтесь, повышайте педагогическую грамотность. Ресурсное состояние взрослого – незаменимая основа для решения жизненных задач, в том числе, связанных с воспитанием детей.

Помните! Идеальных людей не существует. Ваш ребенок такой, какой он есть. В этом нет ни чьей вины – ни его, ни вашей. Принимайте своего малыша целиком, любите «просто так, за то, что он есть», будьте всегда на его стороне. Благодаря любви и грамотным действиям ребенок сможет эффективно взаимодействовать с окружающим его миром людей, вещей, событий.

 

Педагог-психолог Лунина О.С.



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: