Эмоциональное игнорирование в детстве: «не плачь, тебе не больно»

Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности.  Когда мы говорим об эмоциях ребенка, то имеем ввиду «послание» окружающим взрослым информации о его состоянии. Выражая эмоции, маленький ребенок сообщает нам о состоянии своего внутреннего мира, то, что словами он выразить не может. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Например, страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Если ребенок грустен  – значит, у него что-то не в порядке. Он радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Если смотреть на эмоциональное здоровье через призму теории привязанности, то можно определить три важнейших эмоциональных навыка родителей:

  1. Родитель чувствует эмоциональную связь с ребенком.
  2. Родитель уделяет внимание ребенку и воспринимает его как отдельную уникальную личность, а не как продолжение себя, собственность или обузу.
  3. Используя эмоциональную связь и уделяя внимание, родитель грамотно реагирует на эмоциональные потребности ребенка.

С самого младенчества ребенок практически полностью зависит от эмоциональной заботы взрослых, в особенности матери. Забота о ребенке, принятие его чувств, понимание его переживаний и проблем, умение родителей поддерживать в трудную минуту дарят ребенку способность выстраивать нормальные взаимоотношения с миром.

Но зачастую обязанности родителей ограничиваются понятиями «уход и присмотр»: ребенок накормлен, одет и обут, созданы условия для его развития, а общение с детьми заключается лишь в определении их потребностей. И тогда мы можем наблюдать распространенное, ничем не примечательное явление, которое часто наблюдается в семьях и происходит со многими детьми каждый день. Это явление – пренебрежение эмоциями. При этом близкие взрослые могут быть любящими и заботливыми во всех других смыслах.

В некоторых семьях существует такой стиль взаимодействия, когда родители не замечают и недостаточно реагируют на эмоции детей и их эмоциональные потребности. При этом для ребенка подобное отношение вряд ли станет ярким и драматичным переживанием. Игнорирование как процесс тихий и практически незаметный, на который никто не обращает внимания, тем не менее, наносит несомненный вред и лишает ребенка самого главного: чувства безопасности. Если чувства ребенка в семье игнорируют, на плач закрывают глаза, радость не поддерживают, он ощущает себя эмоционально брошенным. Повышенная тревожность, мнительность, страх не оправдать желания любимых людей делает маленького человека чрезмерно зависимым от окружающих, неуверенным в себе и безынициативным.

Пожалуй, самое явное проявление игнорирования или даже обесценивания эмоциональных переживаний и страхов ребенка, можно выразить такими словами: «прекрати реветь», «подумаешь, устал», «не сахарный, не растаешь», «да что тут страшного», «до свадьбы заживет», «ты уже взрослый, будь смелее». Получается, родитель вроде бы и любит, хочет как лучше, но ребенок не чувствует эмоционального принятия, ему запрещено быть собой. Еще хуже, когда в семье практически отсутствует телесный контакт – поглаживания, объятия, поцелуи. Или когда ребенка ставят на место такими фразами, как «будешь плакать, отдам тебя злой тете», «да кому ты нужен такой». Ребенок нуждается в поддержке и утешении, но не получает этого. Общения с родителями тоже не происходит, приказы и чтение нотаций – далеко не диалог. Если ребенок не чувствует уважения к себе, боится просить о помощи, боится огорчить родителя или разозлить, постепенно он учится подавлять свои эмоции, в том числе и  положительные –  он просто не знает, что с ними делать. Так и вырастает взрослый, который не знает самого себя, чего он хочет, что чувствует на самом деле.

Эмоциональное пренебрежение оставляет на психике ребенка глубокий след, который обязательно дает о себе знать на протяжении всей жизни:  отсутствием интереса к чему-либо, непониманием самого себя, чувством вины и стыда, заниженной самооценкой, не умением сопереживать и сочувствовать.

Каждый родитель на земле может вспомнить свои ошибки в воспитании. Но истинный вред исходит из всей суммы важных моментов, и когда родители эмоционально пренебрегают ребенком каким-либо критическим образом в переломный момент, и когда хронически абсолютно глухи к некоторым потребностям ребенка на протяжении всего его развития в детстве. Никто не идеален. Мы все устаем, бываем раздражительны, напряжены, рассеянны, испытываем скуку, загруженность делами или что-либо другое часто мешает нам. И, тем не менее, есть несколько правил, придерживаясь которых мы сможем вырастить эмоционально благополучно детей:

– начните со своего эмоционального благополучия (чтобы научиться понимать переживания своих детей, родителям важно научиться осознавать собственные эмоции и чувства. Задумайтесь, насколько часто вы понимаете, какие чувства вы переживаете?)

– позволяйте ребенку быть собой и, говорить и выражать то, что он чувствует («я радуюсь», «я боюсь», «я обижен»; например, для выражения гнева  предложите ребенку попрыгать, постучать кулаками по подушке);

– называйте эмоцию и объясняйте, что могло ее вызвать («ты сейчас расстроен, потому что сломалась твоя любимая игрушка»). Сам факт того, что вы объясните его эмоцию, признаете его чувства и их важность, уже поможет ребенку быстрее успокоиться. Кроме того, вы тренируетесь распознавать эмоции не только своего ребенка, но и свои;

– принимайте эмоции ребенка, не игнорируйте чувства ребенка, даже если они вам кажутся незначительными, проявляйте уважение, высказывайте поддержку, («я понимаю, ты сейчас расстроен, давай вместе подумаем, что можно сделать»).

«Ты плачешь, тебе больно, я рядом», слова простые в своём звучании, но неоценимые в своей важности. Принимайте своего ребенка разным, таким, какой он есть, любите его, старайтесь услышать потребности ребенка, так вы сможете дать ребенку самое важное ощущение  – ощущение безопасности, ощущение того, что он важен для этого мира.

 

Педагог-психолог Е.Н.Субботина



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: