«Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства»
(Л.В.Петрановская)
Привязанность – это глубокая эмоциональная связь, эмоциональная близость. На ее основе строятся отношения: детско-родительские, родственные, любовные, дружеские. Привязанность ребенка к матери или другому взрослому его заменяющему – это особый и очень важный вид привязанности. От характера этих отношений зависит дальнейшее развитие ребенка и его способность устанавливать близкие связи с другими людьми, создавать собственные семьи.
Ребенок родился. Пуповина, связывающая мать и дитя оборвалась, но невидимые нити отношений начинают активно завязываться. Новорожденный ребенок беззащитен, он не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно-важные потребности. Первое, что он начинает делать сразу после рождения – кричать. Крик – это главное оружие новорожденного, которое помогает беззащитному малышу привлечь внимание взрослого и тем самым обеспечить себе выживаемость и безопасность. Таким образом, главная функция привязанности сразу после рождения – это выживание младенца. В этот период огромную роль в развитие ребенка играет грудное вскармливание и тактильный контакт матери и малыша.
Ребенок, покинувший теплую утробу, испытывает сильнейший стресс. Задача взрослого в этот период помочь ребенку адаптироваться к новому миру и создать условия, похожие на пребывание в матке: охватить руками и нежно укачивать. Брать на руки столько, сколько потребуется, не боясь «избаловать». Ребенку в этот период жизни необходимо находиться в постоянном физическом контакте со взрослым. Он должен чувствовать, слышать, видеть, обонять его. Чувство безопасности и насыщения от удовлетворения базовых потребностей в этом нежном возрасте является фундаментом дальнейшего развития ребенка. Если же ребенок не уверен в привязанности взрослого, то сейчас и в дальнейшем он будет постоянно искать подтверждения и укрепления связи, которая ему жизненно необходима. В ход могут пойти любые уловки: плачь, крик, нежелательное поведение.
Ребенок, уверенный в надежной привязанности и вдоволь насытившийся донашиванием, со временем начинает приобретать самостоятельность. У него уже нет потребности «висеть» на матери, он начинает активно исследовать окружающий мир. И наоборот, дети, которые были ограничены вниманием значимого взрослого, будут стремиться эту потребность удовлетворить: привлекать внимание плачем, висеть на матери и проситься «на ручки». Полностью удовлетворенная потребность в заботе и помощи приводит к независимости.
В возрасте примерно 1 года ребенок слезает с рук взрослого, но все время находится рядом и повсюду следует за своим взрослым. Поведение следования – важная и встроенная природой программа. Как цыплята следуют за своей курочкой, так и человеческий детеныш идет за своим взрослым, держась за руку, сумку или юбку, а может быть просто рядом. Следование обеспечивает выживание и безопасность. «Иди за своим взрослым, он знает куда вести». На более глубоком уровне следование – это подражание. С помощью данного механизма ребенок усваивает различные умения и навыки, а также образцы поведения. Таким образом, воспитывая ребенка, важно в первую очередь начать с себя.
Ребенок растет, исследует мир, расширяется пространство его деятельности. В случае надежной привязанности ребенок послушен и стремится быть похожим на своего человека, следует за ним, признает его естественный авторитет. Благодаря устойчивой привязанности, ребенок в любом возрасте уверен, что ему помогут и окажут поддержку. Он не боится проявлять себя, не боится пробовать и совершать ошибки. Под надежным щитом привязанности не так страшен огромный и незнакомый мир предметов, явлений, отношений и людей. Трехлетка упал, разбил коленку и бежит к маме. Он знает, что его обнимут и пожалеют. Подросток поссорился с другом и сильно расстроился. Он идет к своему взрослому, уверенный в том, что его чувства примут. Подросток знает, что будет выслушан и понят тем, к кому он надежно привязан. Очень важно помочь ребенку прожить стресс, не переключая и не заглушая эмоции, а выражая их. «Бояться не стыдно, если страшно», «Плакать можно, если больно».
Людмила Владимировна Петрановская в своей книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» (рекомендую к прочтению) говорит о том, что готовность ребенка к послушанию определяется не нотациями, поучениями и наказаниями, а качеством привязанности. Чем надежнее связь с родителями, чем больше они для ребенка «свои», тем естественней для него их слушаться, а незнакомых – нет.
Таким образом, для воспитания гармоничной и счастливой личности, способной во взрослом возрасте выстраивать качественные отношения, важно сформировать надежную привязанность со своим ребенком. Обнимая ребенка сейчас, мы помогаем ему в будущем справляться с невзгодами, укрепляя его чувство уверенности и внутренней опоры.
Педагог-психолог Лунина О.С.