В современном мире в тот период, когда у ребенка развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а еще и средства массовой информации (далее – СМИ). Особое влияние СМИ оказывает на подростковый возраст, так как именно в этот период происходит переход физического и психологического развития человека от детства к взрослой жизни, а в подростковом возрасте ребенок наиболее восприимчив и чувствителен ко всему, что его окружает. В этот период меняется мировоззрение, интересы, взгляд на окружающий мир и на себя.
Средства массовой информации затрагивают основные функции организма, связанные с информированием, развлечением и влияют на подростка на подсознательном уровне, вызывая либо положительное влияние на организм, либо отрицательное. Для начала давайте рассмотрим положительное влияние СМИ на развитие личности подростка. Поток информации, который предоставляют СМИ, при правильном использовании благотворно влияет на развитие подростка. Из СМИ дети получают новые знания о мире, а также представления о том, как нужно себя вести с другими людьми в той или иной ситуации, о том, что такое добро и зло, какие действия являются социально одобряемыми, о духовном и прекрасном, о гендерном поведении в обществе, о взаимодействии с противоположным полом и т.д. Образовательные телевизионные программы, исключающие сцены насилия, способствуют интеллектуальному развитию, развивают воображение, навыки решения проблем, способствуют социализации, дают возможность подростку расширить свой круг общения и приобрести новых друзей. Например, когда подростки смотрят на знаменитых людей, то частенько за ними повторяют их слова и поступки. Если знаменитости говорят, что наркотики это плохо, то подросток может их послушать. Или, как пример, когда знаменитость рассказывает о своей любимой книге, подросток может прочитать ее и благодаря этому у ребенка развиваются навыки чтения. Активное участие детей в блогах, чатах также улучшает навыки письма и чтения. Кроме того, существуют некоторые видеоигры, которые помогают развивать моторику и корректировать двигательные навыки и координацию.
Помимо положительного влияния СМИ могут нести за собой «нежелательные знания», оказывающие отрицательное воздействие на развитие личности подростков. Подростки, особенно те, которые неуверенны в себе, пытаются быть похожими не только на реальных людей (сверстников или авторитетных для них личностей), но и на вымышленных персонажей из фильмов или сериалов и не всегда эти персонажи несут за собой положительное влияние на неустойчивую психику подростка. Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Кроме того, широкое освещение жестокости, насилия, убийств и самоубийств в СМИ способствует увеличению числа подобных действий со стороны подростков, так как они проводят много часов, наблюдая эти сцены. Насилие становится их реальностью, потому что многие подростки не способны отделить реальность от фантазии и это делает насилие нормальным для них. Как доказательство – школьные перестрелки, буллинг, кибербуллинг, троллинг и др. Очень часто в СМИ за норму выдаются аморальные и безнравственные поступки. Среди самых распространенных искаженных стереотипов поведения можно назвать: демонстрацию потребления алкоголя и наркотиков, неразборчивых сексуальных связей, вульгарное поведение, пошлость, ценность материальных благ.
В СМИ постоянно демонстрируется искаженный образ тела. Благодаря фотошопу эталон красоты стал практически невозможен. И эти образы повсюду. Это приводит к искажению образа тела среди подростков. Как последствия подобных изменений – анорексия и булимия. И это касается не только девушек. Даже юноши могут чувствовать себя «меньше мужчинами», если они не вписываются в общепринятые рамки, обозначенные в СМИ.
Согласно статистике, посредством СМИ подростки могут быть вовлечены в радикальные политические группы, сатанинские культы, которые существуют в реальном мире.
Таким образом, средства массовой информации могут оказывать пагубное влияние, как на психику подростков, так и на их физическое здоровье, являться средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера подростки становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
Для того, чтобы избежать деформирования психики у детей, необходимо соблюдать установленные нормы и правила при взаимодействии со средствами массовой информации, и начинать следует с раннего возраста.
Детям до 2-х лет телевизор (интернет, телефон, планшет) вообще противопоказан! А при наличии у ребенка различных заболеваний (перинатальной энцефалопатии, судорог при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания и тиков) запрет может быть продлен до 5-6 лет.
Дети до 3-х лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых не более 15-ти минут в день. В возрасте от 4 до 6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи до получаса в день, а после 6-ти лет: по часу – полтора в день. Начиная с 4-х лет, малышу можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного, но перед тем, как показывать мультфильм, посмотрите его сами и проанализируйте его воздействие на Вашу нервную систему. Если там много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа такого мультфильма детям.
С 7-ми лет ребенок может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.
Если ребенок обладает повышенной возбудимостью, замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Не покупайте детям компьютерные игры с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.
Поощряйте ребенка в выражении мнения о различных программах и средствах массовой информации. Обсуждайте совместно с ребенком плюсы и минусы СМИ.
Для подростков используйте родительский контроль. Заблокируйте каналы и веб-сайты, которые вы считаете неуместными для подростка. Но при этом обязательно объясните, почему вы заблокировали именно эти СМИ.
Предоставьте ребенку альтернативу в виде интересного совместного времяпрепровождения: игр на свежем воздухе, прогулок, походов и т.д.
Главное помните, что каждая семья индивидуальна. Родители должны сами устанавливать правила, которые будут подходить именно их детям. Не следует делать СМИ виновниками всего. Они будут существовать независимо от того, хотим мы этого или нет. Что вы можете сделать как родители – это помочь своим детям разобраться в том, что хорошо, а что плохо!
Педагог-психолог Генрих Л.И.