«Типичные ошибки родителей в общении с детьми на школьную тему»

Чаще всего родители очень переживают, что дети «скатываются» по учёбе или ещё хуже, пропускают занятия в школе. Для начала надо вспомнить, как давно это началось и с чего конкретно. Когда ребёнок впервые приносит двойку и, как правило, переживает по этому поводу, родители всем видом дают понять, что двойка просто недопустима в его школьных делах. Но, самое главное, родители своей реакцией сообщают ребёнку: «Мне не приятно знать о твоих неудачах, надеюсь этого больше не будет!». В дальнейшем, если ребёнок получит «плохую оценку», то постарается сделать так, чтобы родители не узнали об этом, не расстроились, а если тайное станет явным, то, скорее всего, скажет, что забыл тетрадь с выполненным заданием и пообещает быстро исправить очередную двойку. Таким образом, ребёнок остаётся с проблемой один на один, а за видимой незначимостью ситуации довольно быстро формируются пробелы в учебных знаниях, которые служат причиной для следующей ситуации, которую мы сейчас разберём.

После череды «нехороших» оценок ребёнок может не захотеть идти в школу, потом у него может внезапно заболеть живот или голова, и он отпросится с урока, с того самого, по которому много непонятного! А может случиться и такое: родители проводили ребёнка в школу и считают, что он там, а ребёнок, со слов учителя, в школе вовсе не был и, возможно, уже не впервые. Да, он как бы уходит в школу, но нежелание оказаться в центре внимания учителя и ребят, как «неуспешного ученика», вызывает естественное стремление избежать неприятную ситуацию. Стоит сказать, что могут быть и другие причины избегания школы. В них также кроются различные ошибки взрослых в общении со своими детьми. Одно из самых распространённых – формальность общения, без искреннего участия в трудностях своего ребёнка.

Ещё бывает так, что ребёнок «тянет резину» и никак не может начать выполнять домашнее задание или закончить его, всё время переключается на покушать, позвонить, отдохнуть и т.п. Как обычно реагируют родители? Обычно заявляют, что ребёнок ничего не получит, пока не будут сделаны уроки. Чего только не предпринимает ребёнок: хнычет, капризничает, отодвигает в сторону ставшие ненавистными учебники и тетради. Выполнение домашнего задания затягивается до отхода ко сну. Почему? Вариантов немного. Возможно, однажды, в подобной ситуации терпение одного из родителей закончилось, и он сам сделал за ребёнка работу, для которой была необходима всего лишь незначительная направляющая помощь и эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Но родитель не справился со своими эмоциями, и теперь ребёнок требует, чтобы вновь за него быстро и правильно всё сделали. Ещё одной распространённой ошибкой является деструктивная критика, например, замечания и установки типа: «Ну кто так пишет?», «Ничего сам сделать не можешь!» или «Ну что тут непонятного?». Такие высказывания формируют у ребёнка неуверенность в собственных силах, сложности с принятием даже простых решений и полную зависимость от взрослого, как следствие – трудности в учебной деятельности.

Если обобщить большинство ошибок, то все они сводятся к тому, что директивность родительской позиции мешает нам быть слушающими, чуткими, понимающими. Правильным является посыл от взрослого к ребёнку: «Всё поправимо, я с тобой», «Ты в праве рассчитывать на мою помощь». Ребёнку важно разъяснить, что помощь в учёбе – это не сделать за него. Помогая ребёнку, взрослый разъясняет, наставляет, направляет, поддерживает. Потому что ребёнку необходимо научиться верить в собственные силы, а это именно то, что поможет ему быть успешным в школьной жизни.

Педагог-психолог,

Ерахтина Галина Викторовна



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: