Для начала давайте определим, что такое мотивация. Итак, мотивация заставляет нас делать то, что мы делаем. Кроме того, мотивация — это важная часть жизни каждого человека. У кого-то её совсем мало, другие наполнены ей настолько, что хватило бы на десятерых. Мотивация либо присутствует, либо отсутствует везде и во всем. Например: встать утром на работу (учебу), убраться в квартире, начать учиться, делать нужные и приятные дела, а также те, которые хотелось бы отложить на потом. Откуда же берется мотивация? Как можно воспользоваться ею, чтобы не навредить ни себе ни окружающим? Каким образом мы убеждаем себя сидеть на диетах, когда хочется есть, и учиться, когда хочется просто гулять с друзьями? Как научиться управлять ею, и где она живет в нашей голове? Давайте разберемся.
Мотивацию обычно делят на два вида: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя мотивация — это то, что исходит изнутри человека – «я хочу сам». Эта мотивация происходит из удовлетворения, которое человек испытывает, выполняя определенную задачу и преодолевая препятствия, связанные с ней (мечта, идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, любопытство, здоровье, нужность кому-то, личностный рост, потребность в общении и т.д.).
Внешняя мотивация — это то, что делается для людей, чтобы мотивировать их (вознаграждения (грамоты, благодарности, премии), похвала, продвижения по службе, наказания («они хотят, чтобы я»).
Приведу пример: ученик усердно работает и хорошо изучает предмет из интереса и страсти, которую он испытывает к данному предмету, это является внутренней мотивацией, но если ученик усердно работает, чтобы избежать какого-либо наказания или быть в хороших отношениях со своими родителями, это автоматически становится внешней мотивацией. С детьми внешняя мотивация работает замечательно. Если ребенок что-то сделал, и последствие ему понравилось — вероятно, он захочет повторить это снова.
В наше время многие родители жалуются на то, что у детей и подростков отсутствует мотивация что-либо делать. Ребенок не хочет ходить в школу, выполняет домашние задания только после нескольких замечаний. Таких учеников обычно в школе часто определяют как «лентяев», ленится, поэтому и не учится. Но в чем причина такого поведения? Возможно, нежелание ребенка что-то делать связано с тем, что «его жизнь расписана по часам» или у него нет внутренних стимулов. Или, все-таки, причина кроется, в отсутствии понимая того, зачем ему это нужно – иными словами в отсутствии мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему нужно ходить на уроки, много заниматься и делать домашнюю работу. В результате естественной реакцией в таком случае является отторжение к учебе и нежелание учиться. Приведу пример: представьте, что вам прямо сейчас предложат обучение игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею положительно, ведь сразу возникает вопрос: «а зачем мне это?». Вот и у подростков точно также, им важно понимать для чего это нужно, иными словами нужна мотивация, так как мотивация ученика является важным элементом образовательного процесса, ведь она напрямую влияет на его успешность.
Но как можно его мотивировать и кто должен этим заниматься?
В школе – учитель. Ведь это человек, который погружен в образовательный процесс гораздо глубже, чем родитель. Именно учитель имеет тот набор методов, с помощью которых может повлиять на мотивацию ученика. Он отслеживает учебный прогресс ученика, отмечает, что в этот раз он справился с задачей лучше, чем в предыдущий. Кроме того, учитель может помочь ученику найти себя в чем-либо и раскрыть свой потенциал. Кроме того личный контакт «учитель – ученик» – тоже очень важный фактор в формировании мотивации ученика к учебной деятельности. Да это так, но есть одно «но». В современной школе много внимания уделяется бумажной работе, что не оставляет учителю свободного рабочего времени (иногда и сил), для индивидуальной работы с учениками.
Что тогда стоит делать родителям?
В отличие от учителей, которые действуют в рамках своего предмета, родители со своей стороны могут видеть всю картину успехов ребенка целиком. Кроме того, они могут оказать эмоциональную поддержку ребенку, повлиять на его желание учиться, да и сам характер мотивации будет немного другим. Например: ребенок приносит отличные оценки по алгебре и информатике, но регулярно приносит двойки по литературе? Вам, как родителю важно это заметить и сделать для себя вывод. Возможно, у вашего ребенка большое будущее в IT-технологиях и именно сейчас важно поддержать его интерес и помочь ему развиться дальше, найти подходящий кружок согласно его интересам, предложить участие в конкурсах, где он может предложить свои разработки. Также родителям важно постоянно участвовать в жизни ребенка: разговаривать о его увлечениях, узнавать, какие предметы ему нравятся больше остальных, рассказывать о профессиях, которые могут его заинтересовать, оказывать «продуктивную» помощь в решении задач, например: если задача по математике не получается, попробуйте внести в неё процесс веселости и интересности (зарисуйте задачу, выложите условие из предметов, игрушек и др.). Во время этих действий происходит взаимосвязь между вами и ребенком: вы радуетесь — работа связана с приятными чувствами — вы мотивированы и через некоторое время такая работа станет интересной, желанной и, как результат ребенку захочется её выполнять. Также при общении с ребенком важно спрашивать, а не утверждать – «ну что, сделаешь это?» гораздо лучше влияет на мотивацию, чем утверждение «так, а ну садись и делай, быстро!». Меньше стресса, больше оптимизма! Если заметили, что ребенок теряет концентрацию и вдохновение — предложите сделать зарядку, попить воды (чай, сок) или сходить подышать воздухом (прогуляться). Это придаст ему сил, взбодрит и мотивирует его на дальнейшее действие. Ни в коем случае не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Никогда не ругайте ребенка за плохие оценки, отчитывать за плохие оценки – самый лучший способ отбить у него любое желание учится и вот уже к исходу средней школы, ребенок строит в голове результат – плохая оценка = я плохой. Для того, чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
Итак, если ваш ребенок:
- Борец за идею. «Идейные» подростки романтики и мечтатели, обладающие незаурядной фантазией. Они часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить, не закончив и увлечься чем-то другим.
Как мотивировать: даже если вы считаете, что идея вашего ребёнка не стоящая, не критикуйте её. Помните, что многие великие люди выросли именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что вы искренне верите в него, помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один. И тогда он сможет преодолеть все трудности и не растеряет свой энтузиазм.
- Душа компании. Для такого подростка важнее всего быть нужным и принятым. Одобрение со стороны окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они подвержены влиянию со стороны окружающих и не всегда положительному.
Как мотивировать: для успешной учёбы такому подростку необходимо находиться в окружении (кружки, спорт). Кроме того хвалить за успехи, и лучше всего публично.
- Лидер. Формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает у него интерес. Преодолев один рубеж, он смотрит на следующий. Однако есть трудности: любая крупная неудача может стать для «лидера» фатальным ударом.
Как мотивировать: во-первых, «лидер» должен понимать, что первое место на городской олимпиаде открывает для него новые перспективы, а получение всех достижений в компьютерной игре едва ли поможет добиться успеха в жизни. Во-вторых, этому подростку важно чувствовать, что его ценят независимо от успехов. Кроме того, «лидеру» необходимо пробуждать интерес к другим людям, тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.
- Исполнитель. «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако учебная мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.
Как мотивировать: для успешной учёбы «исполнителю» необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте, а помогите найти решение и поддержите его старания. Используйте его сильные стороны: трудолюбие, усердие, внимательность к мелочам.
- «Бизнесмен». Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт учёба. Они рассматривают учебный процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях — материальных и не только.
Как мотивировать: для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками и, возможно, даже деньгами. Однако до этого обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И, разумеется, подарок должен быть равноценен успеху для того, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда.
Зная своего ребенка, вы сможете поддержать в нем интерес к учебной деятельности, используя ту или иную мотивацию, но важно учесть и тот факт, что с возрастом мотивация подростков может меняться.
В завершении можно сказать, что мотивация – это возможность понять себя и окружающих. Изучить свои слабые и сильные стороны. Научиться при любой ситуации, какой бы трудной она ни была пробуждать в себе желание двигаться вперед, добиваться поставленных целей. Это возможность сделать жизнь лучше, интереснее независимо от того кем вы являетесь, начальником или подчиненным, родителем или ребенком, учителем или учеником, если вы знаете, что нужно другим и вам самим, это и есть путь развития и успеха.
Педагог-психолог
Людмила Ивановна Генрих