Своё. Чужое. Наше. Случаи воровства у детей

Тема детского воровства является малоприятной. Ее не хочется обсуждать даже с близкими друзьями, ведь у всех родителей есть стремление гордиться своими детьми, хвастаться их успехами и достижениями, а не признавать, что при воспитании в чем-то допущен промах.

Воровство ребенка — это веская причина для родителя стать более внимательным по отношению к своему чаду.

Выговор и открытая критика в данном случае не помогут — необходимо занять иную позицию в воспитании и постараться разобраться в мотивах проблемы.

Причины воровства зависят от возраста, личных особенностей ребенка и от особенностей ситуации.

1.Ребенок не знает слово «нельзя», путает свое и чужое, границы в отношении вещей. Может присвоить себе чужую игрушку или яркую вещь. Такие особенности характерны для 3-6 лет.

2.Ребенок не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Например, объясняет свои поступки тем, что ему очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить» денег у окружающих и не подумал, к чему это может привести. В подобных ситуациях может влиять такая черта, как инфантильность – неумение или нежелание предусмотреть последствия своего поведения.

3.Сын или дочь привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Например, ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Или так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4.Влиять может окружение, друзья, неуверенность в себе и желание выделяться в компании сверстников. Мальчик или девочка хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.

5.Ребенок ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь»; воровство совершается «на спор».

6.Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов и может рассуждать таким образом: «Что это у друга\подруги все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он/она!»

Как же поступать в случаях выявления акта воровства у ребенка?

Если ребенок без разрешения берёт деньги дома, следует помнить о следующих рекомендациях. Деньги не должны храниться в легкодоступных местах (там, где ребенок может их найти) – это может провоцировать у него еще большее желание взять их. Подросток должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ребенок может распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем – нет (в том числе вещами общего пользования). Желательно установить и соблюдать договоренность о выдаче определенной суммы на карманные расходы.

В то же время, ситуации воровства не должны оставаться для сына или дочери без последствий – не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть её. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе чувство вины и стыда за произошедшее, самостоятельно или вместе с родителями вернуть владельцу деньги или вещи, взятые без спроса.

И, конечно, важно в такой ситуации не потерять доверительный контакт с ребенком, стоит обсудить один на один причины, побудившие его взять чужое; говорить с ним, осознавая свою ответственность за происшедшее и принять эту ответственность на себя.

Что делать, чтобы не допустить воровство? Есть несколько рекомендаций.

  1. Важно говорить с сыном или дочерью о морали и нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Объяснить, что у каждой вещи есть хозяин, и недопустимо брать чужие вещи без спросу.
  3. Рассказать об уголовной ответственности с 14 лет, что такое тюрьма, какие люди там живут и как проводят время.
  4. Обсудить, что украденная чужая вещь не принесет большой радости и удовольствия — пользоваться ей можно будет только тайком.
  5. Понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги. Что он чувствует? Что чувствовал ты, когда такое случилось с тобой?

 

Педагог-психолог

Ретунская Полина Сергеевна



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: