Многие из нас и не догадываются, что отношения человека с братьями и сёстрами влияют на его жизнь: на психологическое и личностное развитие, будущие супружеские отношения, общение с людьми во взрослой жизни.
Конечно, на формирование личности влияют и другие важные факторы: пол, наследственность, воспитание, но многие психологи считают, что порядок рождения стоит среди этих факторов на первом месте.
Психологи отмечают, что под влиянием порядка рождения формируются следующие определенные особенности характера и паттерны поведения:
– основываясь на взаимоотношениях с братьями и сёстрами, ребенок вырабатывает стереотипы поведения с социально равным партнером (коллегой, супругом, друзьями), особенно в областях сотрудничества и соперничества;
– чем ближе возраст детей, тем больше они друг на друга влияют;
– однополые дети больше склонны к конкуренции;
– стратегия развития второго ребенка часто зависит от ситуации, сложившейся в семье, и от стратегии поведения старшего ребенка (например, если старший ребенок – хулиган, то младший может уделять больше внимания интеллектуальной деятельности; и наоборот).
Большая часть представлений о жизни у человека в детстве зависит от места среди братьев и сестер. В жизни мы испытываем наименьшие трудности, когда это место сохраняется в той или иной форме, например, при выстраивании отношений с партнером противоположного пола (при заключении брака).
Существует интересная теория комплиментарности браков. Она говорит о том, что наиболее благоприятным будет являться тот брак, где дополнены порядко-ролевые позиции, которые супруги занимали в родных семьях (например, муж в семье был старшим братом, а жена – младшей сестрой; и наоборот). Это дополнение позиций создает привычную с детства ситуацию.
Исследования психологов помогли отметить определенные личностные черты, которые зачастую являются характерными для старших и младших детей:
Старший ребенок – сначала воспринимает себя единственным в семье, а появление второго ребёнка может восприниматься им как «захват» любви родителей, особенно если разница между детьми – меньше 5 лет.
Учёные отмечают, что старшие дети гораздо успешнее в ролях обучения, воспитания, умеют направлять интересы других людей; у старших детей зачастую есть «упор» на высокие достижения; это делает их более чувствительными к победам и неудачам, более серьезными, менее склонными к играм, у них отмечается повышенная чувствительность к проявлению личного неуважения, нетерпимость к чужим ошибкам, могут проявляться ригидность и консервативность.
Младший ребенок – зачастую привык получать много внимания, так как он – малыш для всей семьи. Часто такие дети – оптимисты, привыкли ждать от жизни только хорошего. С воспитанием младшего ребенка уже не экспериментируют родители.
Однако у младшего ребенка могут быть трудности с принятием решений; часто появляться ожидания, что кто-то старший всё сделает. Это может быть более ведомый человек, который привык всю жизнь соперничать со старшим. Часто у таких людей брачный партнер – более старший по возрасту и жизненному опыту человек.
Средний ребенок – по характеру он дипломатичен, умеет общаться с людьми, искать компромиссы. Но порой средний ребенок может не иметь твердой ориентации для выделения своей собственной индивидуальности (потому что в детстве ему приходилось «соревноваться» в плане достижений и со страшим, и с младшим ребенком). Он менее способен к проявлению инициативы, самостоятельному мышлению, чем старший ребенок.
Раньше считалось, что единственный ребенок – это худшая позиция, занимаемая человеком в семье. Многие авторы считают, что единственный ребенок вырастет эгоистом, будет смотреть на происходящее в жизни только со своей точки зрения. И правда, у единственного ребенка не всегда имеется достаточный опыт общения с социально равными партнерами, что может вызывать у него скрытую тревогу и неуверенность; он может быть непривычен к близкому, доверительному общению, и ему порой бывает сложно выстроить взаимоотношения в браке, либо отношениях с другом, партнером (нет привычки говорить о своих чувствах, уступать, делится, ему комфортно одному).
Однако, с другой точки зрения, позиция единственного ребенка в семье является наиболее оптимальной для его личностного и физического развития – ресурсы и внимание в семья тратятся на единственного (единственную) девочку или мальчика; дети не травмированы появлением брата или сестры (нет конкуренции); они легко принимают помощь и у них зачастую высокая самооценка.
Самое главное для родителей – помнить, что не существует лучшего или худшего положения ребенка в семейной системе.
Важно, чтобы родители нашли такую стратегию для ребенка, которая поможет развить его личность, повысит веру в себя, свои силы. Матери и отцу важно найти индивидуальный подход как к старшему, так и к младшему ребенку, проявлять терпимость к инакомыслию, создать условия для поиска ребёнком своего пути.
Ретунская Полина, педагог-психолог