«Жадина-говядина» или «Как научить ребенка делиться игрушками»

Жадность в определенной степени свойственна каждому ребенку. В какой-то момент малыши начинают активно использовать слова: “мой”, “моя”, “мое”, “где мне?”. Естественно, такое поведение вызывает недовольство у родителей. Почему же дети жадничают?

Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать себя как «Личность», а также отделять свое «Я» от окружающего мира. В это время любимая игрушка может восприниматься ребенком как неотъемлемая часть его самого. Защищая свою собственность, он устанавливает границы своего «Я», что является естественным процессом. На данном этапе малышу нужно пройти через этап эгоизма, чтобы впоследствии научиться щедрости. Осознание понятия «чужого» невозможно без понимания слова «моё».

В некоторых случаях ребенок может отказать от совместной игры, если ему не нравится тот, с кем ему нужно делиться. Родители зачастую полагают, что трехлетнему малышу все равно, с кем играть (если сосед по песочнице не дерется, то это уже хорошо). Однако у маленького ребенка уже есть свои предпочтения, которые порой отличающиеся от тех, что испытывают его родители. И эти предпочтения заслуживают уважения.

Как поступить, если ваш ребенок не хочет делиться игрушками с братьями, сестрами или товарищами на площадке? Как привить ему навыки щедрости? Прежде чем искать решения, обратим внимание на то, какие действия родителям совершать не следует.

  1. Никогда не принуждайте ребенка. Как вы считаете, чему может научиться малыш, когда у него забирают игрушку и отдают другому ребенку? Попробуйте представить, что ваш начальник заходит к вам в кабинет, забирает ваш ноутбук и передает его вашему коллеге. Действительно ли это побудит вас к желанию делиться? Скорее всего, такая ситуация вызовет у вас совершенно противоположные чувства. Особенно не стоит отнимать игрушку у ребенка. Используя физическую силу, вы показываете малышу, что так можно решать проблемы. Будучи самым значимым человеком в его жизни, вы можете научить его делиться и не быть жадным, не прибегая к насилию.
  2. Не заставляйте старшего ребенка постоянно уступать младшему. Малыши стремятся подражать своим старшим братьям и сестрам. Когда старшая девочка играет в мяч, её младший брат или сестра тоже захотят присоединиться к игре с мячом (или другой игрушкой, такой как кукла, домик, собачка или конструктор). Но разве это справедливо, если старший ребенок должен постоянно отказываться от своих желаний лишь потому, что младший этого хочет? Мы нередко забываем, что искусство делиться включает в себя уважение к желаниям других. Научить малыша уважать чужие желания также важно, как научить его щедрости.
  3. В конфликтных ситуациях детей не вставайте на чью-то сторону. Когда взрослые вмешиваются в конфликты детей по поводу игрушек, им следует в первую очередь сосредоточиться на чувствах детей, а не на воспитательных аспектах. Если двое детей спорят из-за игрушки, не стоит поддерживать одного из них. Дети остро воспринимают действия взрослых. Например, если мама забирает игрушку у старшего ради младшего, старший может воспринять это как сигнал: «Мама его любит больше, чем меня». Если один ребенок обращается к маме с жалобой на другого, и она сразу же становится на его защиту, то второй ребенок обидится на взрослого и, вероятнее всего, это вызовет у него сильные негативные эмоции к первому. Таким образом, вмешательство взрослых в детские разногласия требует осторожности, чтобы не усугубить ситуацию и не вызвать ненужные обиды между детьми.
  4. Не навешивайте на ребенка ярлыки – «жадина-говядина», «вредный ребенок» и т.д. Осуждая его поступки, не осуждайте самого ребенка.

Часто малыши не осознают, что другие дети берут их игрушки на время, а не навсегда. Конечно, мысль о том, чтобы расстаться со своими вещами, для них совсем не привлекательна. Попробуйте представить, что на улице незнакомец настойчиво требует у вас вашу сумку, и это поможет вам понять, что чувствует ребенок. Если, например, полицейский, который приходит на ваш зов о помощи, решит поддержать этого воришку и скажет, что вы обязаны поделиться с ним, это будет крайне неприятно.

Как же научить ребенка делиться?

  1. В присутствии малыша делите фрукты и сладости между всеми членами семьи — каждому хотя бы маленький кусочек. Если в вашей семье принято, что все угощения достаются только ребенку, он не научится проявлять доброту к другим.
  2. Почаще просите ребенка угощать близких. Если ребенок настойчиво отказывается доедать кашу, не стоит говорить ему, что угощение достанется другому мальчику (дяде, тете, собачке и так далее).
  3. Создавайте игровые ситуации с малышом, которые помогут развить у него понимание справедливости. К примеру, предложите мишке, зайцу и кукле яблоко, разрезая его на равные части. Еще можно катать их по очереди в коляске или машинке.
  4. Обсуждайте с ребенком, какие вещи вы будете обменивать, уточнив, что один предмет принадлежит ему, а другой — вам. Во время игры важно выражать благодарность и похвалу, чтобы у ребенка возникали положительные эмоции.
  5. Попросите у ребенка его любимую игрушку, крепко обнимите ее и немедленно верните обратно, не забудьте выразить благодарность. Таким образом, малыш убедится, что его вещь всегда вернется к нему.
  6. Не оценивайте ребенка, когда он проявляет жадность, вместо этого в разговоре с малышом сосредоточьтесь на своих эмоциях. Объясните ему, что вам неприятно, когда он так себя ведет, и скажите, что вы будете рады, если он согласится поделиться своими игрушками с другими детьми.
  7. Научите ребенка общаться. Объясните малышу, если он хочет поиграть с игрушкой другого ребенка, ему следует предложить свою в обмен. Если он испытывает сомнения, успокойте его, заверив, что его вещь обязательно вернут. Когда обмен состоится, похвалите обоих детей.
  8. Воспитывайте у ребенка любовь и умение дарить подарки. Вместе с малышом делайте небольшие подарки для родных и друзей. Это могут быть поделки, которые ребенок делает с вашей помощью, выученные стихи или песни, а также подарки, которые вы купите в магазине. Чувство удовлетворения позволит ему ощутить себя великодушным и щедрым, и постепенно он поймет, что, отдавая, можно получить в обмен гораздо больше.

Малышу будет легче понять идею обмена, если вы сможете объяснить ему два важных момента:

  1. Малыш делится игрушкой на время. Другой ребенок немного поиграет и вернет игрушку.
  2. Уступки – явление двустороннее. Малыш даст машинку другому ребенку, но в ответ сам сможет поиграть с его мячиком. Сегодня он угостит брата печеньем, а завтра тот, в свою очередь, поделится с ним шоколадом.

При правильном подходе, со временем всё встанет на свои места и малыш научится быть щедрым.

Педагог-психолог Францева В.С.



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: