В нашей жизни большинство конфликтов возникает из-за неумения слушать и понимать друг друга. Понимание не берется из воздуха – за ним стоит ежедневная работа, желание вкладываться в отношения. Часто за собственными эмоциями в семье, взрослые не замечают чужие чувства. У некоторых людей – врожденный дар быть чуткими, слышать других и находить общие решения. Другим нужно для этого прилагать усилия.
Общение родителей с ребенком, умение слышать его и понимать – безусловно, очень важные составляющие семейного воспитания. Именно родители обеспечивают ребенку в детстве его эмоциональное здоровье. Порой сами родители не задумываются об эмоциональном состоянии детей, находясь постоянно в проблемах и конфликтах.
Часто взрослые не понимают своих детей, а всё потому, что психология ребенка и психология взрослого человека серьёзно отличаются друг от друга. Поэтому родителям важно знать и понимать некоторые моменты, которые пригодятся в процессе воспитания.
Во-первых, для того, чтобы заставить ребенка что-то сделать быстрее, бесполезно на него кричать и подгонять. На детей крики действуют абсолютно не так, как думают взрослые. Нужно помнить, что дети лучше всего усваивают то, что даётся им в игровой форме. Поэтому, например, для того, чтобы ребенок максимально быстро собрался, нужно просто скомандовать: «на старт, внимание, марш», реакция последует незамедлительно.
Во-вторых, родители часто жалуются на то, что их дети не следят за порядком в своей комнате и отказываются убирать за собой игрушки или какие-либо другие вещи. В такие моменты очень многие взрослые срываются на крик, начинают угрожать своему чаду, чтобы он как можно быстрее приступил к уборке и сделал всё качественно, но вот только всё это абсолютно не действенно. А ведь всего-то достаточно заменить привычные агрессивные фразы на следующую: «если бы ты был настоящим волшебником, ты бы наверняка наколдовал здесь такой порядок, что я бы этого даже не заметил».
В-третьих, наверняка каждый родитель хоть раз отстранял своего ребёнка от себя, ссылаясь на излишнюю занятость и на то, что ребенок в этот момент мешает. Конечно, у взрослых людей есть важные дела, которые им обязательно нужно выполнить, но даже в такие моменты нельзя грубо относиться к своему ребенку, ведь это его очень сильно задевает, ему будет больно и неприятно. Лучше дать ему какую-нибудь маленькую роль в том деле, которым Вы сейчас занимаетесь (например, помыть морковку, если Вы заняты приготовлением ужина) либо мягко объяснить, что мама с папой смогут поиграть с ним немного попозже и предложить ему «очень важное» занятие. Даже протирание тряпочкой своей любимой машинки можно сделать очень интересным для ребенка, если родитель преподнесет это как подготовку гоночной машины к супер – старту!
В-четвертых, бесполезно кричать на ребенка для того, чтобы побыстрее уложить его спать: всё это приведет лишь к истерике со стороны ребенка и к тому, что увеличится время укладывания. Дети не любят, когда взрослые торопятся, поэтому даже укладывать спать их нужно не торопясь. Сначала стоит пообщаться со своим чадом, потом рассказать сказку, а затем он и сам с удовольствием уснёт.
В-пятых, вместо того, чтобы угрожать ремнём, если он Вас не слушает, нужно постараться держать себя в руках, подойти к нему близко, опуститься на один уровень с ребенком, наладив тем самым зрительный контакт, и постараться спокойно объяснить ему всё, что Вы от него хотите, в спокойной форме. Поверьте, это гораздо более действенный метод внушения, чем крик откуда-то сверху.
В-шестых, многие родители говорят, о том, что часто случается так, что ребенок просто отказывается их слышать. Такие моменты также выводят взрослых из себя, они начинают кричать, чтобы наконец-то донести информацию до своего ребенка. Но и тут можно быть хитрым. Почему бы не сказать: «Внимание! Я передаю очень важную информацию, которую нельзя упустить!» Это тут же заставит ребенка навострить уши.
И всё-таки самое важное, что должны понимать взрослые в воспитании детей – это безусловная любовь к ним. Любите своих детей, принимайте их со всеми достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в семье.
Материал подготовлен с использованием интернет-канала «Ребенок занят»
педагогом-психологом Центра семьи «Минусинский» Кучкаровой Э.А.