«Ребёнок идёт в детский сад»

detskii_kollektiv

Многие дети в этом году готовятся пойти в детский сад. Адаптация – это непростой процесс, поэтому родителям необходимо знать: какие сложности и особенности могут происходить в этот период, и как помочь ребенку привыкнуть к новым условиям с минимальными потерями.

Начнем с того, что такое адаптация вообще.

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский сад является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а порой и с перенапряжением психических и физических сил организма.

          Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот “ужас”? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок “несадовский”, а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.  Адаптация обычно протекает у всех: у кого-то она проходит очень бурно и тяжело, у кого-то – почти незаметно, т.к. все дети разные и на новую обстановку каждый ребенок реагирует по своему.

Факторы, которые могут влиять на адаптацию.

1.Чаще всего стресс провоцирует разлука с матерью. Это происходит потому, что ребенок до этого постоянно находился с мамой, дома, практически в одной и той же обстановке.

  1. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
  2. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

В таком случае детей нежелательно отдавать в детский сад в три года, а лучше сделать это немного позже, когда будут более усовершенствованы его адаптационные механизмы. В данном случае рекомендуется обратиться к неврологу, а также к детскому психологу.

Психологи выделяют 5 стадий адаптации к детскому саду.

Стадии проживания адаптации к детскому саду очень похожи на стадии, которые мы проживаем при потерях, потому что, приходя в садик, ребенок переживает некую потерю привычного образа жизни. Чтобы быть более спокойной и уверенной, что ребенок сможет вместе с мамой преодолеть сложности, важно понимать, что происходит с ребенком при адаптации.

Первая стадия: шок, отрицание. На этой «ступеньке» дети обычно сопротивляются, говорят: «Нет, я не пойду в садик!». Это естественная и абсолютно нормальная реакция.

Вторая стадия: ребенок понимает, что садик с ним все-таки случится и никуда от него не деться.

Этот период обычно проявляется агрессией. Ребенок может отталкивать от себя, пинаться, плеваться, бить маму, бить приближающегося педагога. Ребенок выражает агрессию к тому, что происходит прямо сейчас. Он имеет право на эти эмоции.

Третья стадия: торг, т.е. ребенок начинает торговаться. Если ребенок уже умеет говорить, то на этой ступени от него могут поступать подобные вопросы: ”     Давай я пойду с тобой на работу? Давай ты не пойдешь на работу? Давай я останусь с бабушкой?». Ребенок ищет способ, как сделать так, чтобы остаться без садика.

Если ребенок пока не говорит, то такое желание может выливаться в психосоматику и, например, проявляться температурой.

Четвертая стадия: печаль. Печаль всепоглощающая и «заливающая», с самыми горькими слезами. Ребенок горюет, оплакивает свое положение, несовершенство этого мира, в котором нельзя всегда быть с мамой.

Пятая стадия: смирение и принятие. После прохождения этой стадии ребенок открывает для себя плюсы нахождения в детском саду. Когда он отгоревал, тогда может заметить, что в детском саду, в принципе, не так уж и плохо.

Знание об этапах проживания адаптации помогает нам:

-понимать, что происходит с ребенком в конкретный момент;

-сохранять большее спокойствие, потому что мы знаем, что это естественный механизм проживания адаптации.

Поведенческие особенности адаптации: (чего не стоит пугаться).

1.В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все

охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

  1. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
  2. Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время “растерять” навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только “вспоминает” забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

  1. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются “облегченные” слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
  2. Некоторые дети становятся “заторможенными”, а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

6.Появляется беспокойный сон – ребенок может плохо засыпать днем и вечером. Это является нормальным в период адаптации.

  1. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость его организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения детского сада. В первый год посещения детского сада может возрасти частота заболеваний ребенка простудными заболеваниями или ОРВИ. Не спешите делать вывод о неприспособленности ребенка к саду. Помните, что первый год является, безусловно, самым сложным. Здесь помогут такие меры, как закаливания, витамины, прогулки на свежем воздухе (1,5-2ч в день). И конечно, адекватное лечение простудных заболеваний.

Факторы, облегчающие адаптацию.

1.Готовность к посещению детского сада заранее.

Легче к садику адаптируются дети, у которых уже был опыт разлуки с мамой. Например, ребенок часто оставался с папой, бабушкой или тетей. Такие дети уже понимают, что есть кто-то, замещающий маму и легче идут на контакт с воспитателем. Поэтому очень желательно ребенку до садика познакомиться с воспитателем – прекрасным вариантом могут стать вечерние прогулки вместе с мамой на участке детского сада с будущим воспитателем и его группой – так ребенок увидит, что всех ребятишек обязательно забирают с прогулки родители и сможет привыкнуть к воспитателю. (Сначала воспитатель общается с мамой – ребенок привыкает его видеть, затем воспитатель аккуратно разговаривает с ребенком – он привыкает его слышать, а только потом они могут начать играть вместе. Всё это происходит не за один час – за несколько встреч).

          Первое правило – самое важное при адаптации – налаженный контакт с воспитателем.

Необязательно по такой схеме адаптировать каждого ребенка – но желательно тем, у кого низкая адаптационная способность (ребенок очень болезненно реагирует на уход мамы, застенчив, не подпускает к себе посторонних).

Кто-то считает, что лучший способ адаптации – оставить сразу и на целый день. Подобный стресс может не пройти бесследно для психики ребенка. Последствиями может стать страх быть покинутым и утрата доверия (ребенок перестал отпускать маму от себя, даже если она в соседней комнате, появление страшных снов).

Очень важно объяснять ребенку, куда уходит мама и что скоро она его заберет, проговаривая те события, которые будут происходить с ребенком в садике (ты покушаешь, поиграешь, потом опять покушаешь и я тебя заберу).

Нельзя уходить «потихоньку» и безо всяких объяснений.

Важно привести ребенка с утра заранее – например, за 30 мин.до завтрака – у воспитателя будет время пообщаться с ребенком, показать ему что где находится и т.д.

2.Адаптироваться легче детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), “горшечный” этикет, умение кушать и пить самостоятельно (держать ложку, кушать самому). Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

3.Проще привыкнуть тем детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Если ребенок еще не приучен оставаться с кем-то, кроме мамы, не пользуется горшком, не кушает сам, то нужно начинать этому учиться прямо сейчас.

4.Рассказывайте детям о саде. Расскажите (и не один раз) о том, что там здорово, там есть другие ребятки, много игрушек и  интересных занятий.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с ребенком. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

Если вы хотите прийти и познакомиться с группой, у вас есть страхи и опасения как у родителя, то лучше первый раз приходите одна, без ребенка, к концу дня. Если у Вас есть страхи и опасения,   ваш ребенок не должен этого слышать.

Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом.

Распространенные ошибки родителей.

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что “он обещал не плакать”, — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют “держать слово”. Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
  • Не следует разговаривать о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
  • Нельзя пугать детским садом (“Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!”). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в группе полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

И еще несколько советов.

  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
  • Не перегружайте малыша в период адаптации. В это время лучше избегать таких вещей, как переезд, развод. Стрессом может стать  даже появление нового члена семьи, а так же начало  посещения каких-либо дополнительных занятий и секций. Если есть возможность, лучше свести к минимуму изменения в привычном укладе жизни ребенка.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. В таких ситуациях нужно помочь ребенку переключиться на новую игру или деятельность. Будьте последовательны, и ваши усилия и терпение обязательно дадут со временем положительный результат!
  • Можно дать ребенку с собой в сад какую-либо игрушку или вещь
  • Отличным помощником может послужить сказка или игра. Например, придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. “Проиграйте” эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
  • Сделайте Ваше утро спокойным. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он “считывает” вашу неуверенность и еще больше расстраивается. Поэтому настройтесь на спокойный и уверенный стиль поведения.
  • Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.
  • В непростой период адаптации помощь нужна так же нам самим, родителям.

Вот несколько советов, которые помогут Вам.

-Нужно быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

-Поверьте, что Ваш малыш на самом деле вовсе не “слабое” создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за “нытье”. Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

-Не стесняйтесь и не бойтесь  воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

-Не бойтесь  заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие “ноу-хау” есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: