Головной мозг – самый загадочный человеческий орган. Несмотря на многочисленные исследования в области изучения головного мозга, тем не менее, данный орган остается загадкой для науки. Ни для кого не секрет, что человек использует лишь малый процент потенциальных способностей этого удивительного органа.
Вся информация об окружающей среде посредством органов чувств поступает в головной мозг. Условно, за ту или иную функцию отвечает определенный его участок. Анатомически мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. Каждое полушарие отвечает за определенные функции и “видит” мир по-своему. Левое ответственно за логическое мышление, математические способности, речь и правую половину тела; правое полушарие – за творчество, пространственную ориентировку, гуманитарное развитие и левую половину тела. Оба полушария соединены между собой мозолистым телом – большим количеством нервных связей. Благодаря этим связям, нервные импульсы передаются из одного полушария в другой, что обеспечивает содружественную работу обеих полушарий головного мозга и формированию представлений о мире таким, какой он есть. Для наиболее эффективного функционирования мозга полезно активизировать нейронные связи, соединяющие полушария головного мозга.
Мозг – это орган и его можно тренировать! Существует такое направление – кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения, которые направлены преимущественно на активацию межполушарного взаимодействия. Особенно полезны данные упражнения для детей. Кинезиологические упражнения можно начинать выполнять с дошкольного возраста, желательно, ежедневно, в виде ненавязчивой игры, разминки, гимнастики. Важно, чтобы ребенку было интересно, заставлять ни в коем случае нельзя! Вероятно, какие-то упражнения будут даваться нелегко. Это совершенно нормально и естественно. Наберитесь терпения, не ругайте ребенка, а лучше вместе посмейтесь над неудачей.
Давайте рассмотрим примеры кинезиологических упражнений, с которых можно начать заниматься с ребенком. Их еще называют нейрогимнастикой, гимнастикой для мозга, когнитивной гимнастикой и т.д.
- “Колечко”.
Поочередно соединяйте в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Ускоряете темп, но следите за чистотой выполнения. Усложненный вариант: одна рука делает упражнения в прямом порядке, а другая – в обратном. |
- “Лезгинка”.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. |
- “Ухо-нос”.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук. |
- “Вот! – О‘кей”.
Правая рука показывает «Вот!» – Пальцы собраны в кулак, большой палец поднят вверх. Левая – “О’кей” – большой палец соединяется в кольцо со средним. Затем происходит смена положения: правая показывает “О’кей”, а левая “Вот”. Повторить несколько раз, ускоряясь. |
- “Двуручное симметричное рисование”.
Ребенок берет один карандаш в правую руку, а второй в левую. Необходимо обеими руками нарисовать симметричную картинку (например, домик, сердечко, солнышко, цветочек и т.д.). |
- “Смятый лист”.
Ребенок берет в каждую руку по листу бумаги. Затем каждой рукой одновременно сминает лист в комок. |
- “Рисуем ногами”.
Необычное, но интересное в своем исполнении упражнение. На стену, невысоко от пола, крепится лист ватмана. Ребенок ложится на спину, зажимает пальцами обеих ног по карандашу и рисует простейшие фигуры. Это сложное упражнение, не требуйте идеального выполнения.
- “День наоборот”.
У каждого человека есть ведущая рука (та, которой выполняется большинство повседневных действий) и ведущее полушарие головного мозга (у правшей – левое, левшей – правое). Организуйте себе “День наоборот” и выполняйте повседневные привычные действия не ведущей рукой. Это поможет активизировать не ведущую руку и, соответственно, не доминирующее полушарие головного мозга. Действия: письмо, чистка зубов, расчесывание, удержание столовых приборов при употреблении пищи, закрывание замка и т.д.
9.”Парад”.
Маршируем на счёт «один, два, три, четыре». В первом цикле шагов необходимо сделать хлопок руками на счёт «один», во втором цикле – хлопок на счёт «два», в третьем цикле хлопок на счёт «три», в четвёртом цикле – хлопок на счёт «четыре». Повторить несколько раз.
Регулярное выполнение данных упражнений способствует улучшению памяти, внимания, аналитических и творческих способностей ребенка, повышают школьную успеваемость, улучшают эмоциональный фон. Данные упражнения полезны не только для детей, но и для взрослых. Отнеситесь к этому как к игре и выполняйте их вместе с ребенком!
Всем психологического благополучия и раскрытия своего потенциала!
Педагог-психолог КГБУ СО Центр семьи “Минусинский”, О.С. Лунина