«Как выявить способности?»
Прежде, чем начать разговор о способностях, давайте с вами ознакомимся с терминами:
Способности – индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Нельзя понимать под способностями только врожденные возможности человека. Никто из нас не сможет ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш, ведь человек начинает развиваться с момента рождения. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей.
Задатки – генетические способности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е. то, что заложено генетически. Например, легкий опорно – двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Но присутствуют еще и склонности
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой, танцами и т.д.).
Для того, чтобы определить, какими способностями обладает ваш ребенок, необходимо выяснить, какими они бывают.
В психологии выделяют способности в соответствии со сферами деятельности человека:
– интеллектуальная;
– академические достижения;
– творчество мышления;
– общение и лидерство;
– художественная деятельность;
– двигательная.
Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка, и при внимательном наблюдении за детьми это поможет определить сферу талантов ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:
– наблюдательность;
– разносторонняя любознательность;
– исключительная память;
– легкая обучаемость (восприятие материала);
– широкий кругозор;
– умение хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений: очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать.
У ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:
– часто выбирает своим занятием чтение;
– использует богатый словарный запас;
– подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
– способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
– демонстрирует умение читать.
Если малыш талантлив в математике, то для него характерно:
-проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
– проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
– демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
– выполнение простейших операций сложения и вычитания без особых усилий;
– умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.
Для детей, имеющих способности к естественным наукам (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология), характерно:
– внимание к предметам и явлениям;
– проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
– частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
-проявление большого интереса к естественно – научным опытам и экспериментам.
Сфера творческого мышления (склонность к творчеству). Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по – другому, являются оригинальными и творческими личностями.
– чрезвычайно пытлив и любознателен;
– способен не отвлекаясь заниматься интересующем его делом, работой;
-демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей;
– часто делает все по — своему (независим);
– проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
– продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.
Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности или к музыке.
Способности к художественной деятельности:
– проявление очень большого интереса к визуальной информации;
– проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
– демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
– осознанное построение композиции картин или рисунков;
– отменные композиция, конструкция и цвет работ.
Способный к музыке ребенок:
– проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
– чутко реагирует на характер и настроение музыки;
– легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
– с удовольствием подпевает.
Сферу общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:
– легко приспосабливается к новым ситуациям;
– предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
– в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
– имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
– с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
– другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Двигательная сфера может проявляться у ребенка в случае, когда ребенок:
– проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
– любит движение (бег, прыжки, лазание)
– обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
– прекрасно удерживает равновесие;
– обладает исключительной для своего возраста физической силой,
– демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
«Как развить способности?»
- Наблюдение за ребенком.
В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.
- Похвала – движущий фактор развития способностей.
Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи – только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности. Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становится полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.
- Быть любимым и желанным – это важно.
«Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,— отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими. Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым и ответственным человеком.
- Не бойтесь дарить ребенку внимание и время.
Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться. В результате одного исследования, проводившегося с участием более 12 000 подростков, ученые пришли к выводу, что «сильная эмоциональная связь с родителем — наилучшая гарантия здоровья подростка, а также лучшая защита от поведения, которое могло бы принести ему вред».
- Развивайте самостоятельность ребенка.
По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.
- Поощряйте активность ребенка.
Сейчас ученые все хором говорят: познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью, но предлагая ребенку ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру, потому как легкая деятельность – не развивает, слишком трудная – пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно – просто следите за ощущениями и достижениями ребенка.
Взрослым важно помнить, что 90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Когда ребенок начинает делать то, что ему нравится, а взрослые отнесутся к его увлечению с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.
Поощрение, внимание к тому, что делает ребенок, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его способностям развиваться и расти!
Материал подготовлен с использованием источников:
- https://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_logopeda/kak_viyavit_talanti_i_sposobnosti_u_r_44.html
- http://loft.imc-nev.ru/mir7/673-kak-razvit-talanty.html
Педагог-психолог
Л.И.Генрих