Пять главных результатов обучения у детей

Часто в процессе обучения детей родители склонны ориентироваться исключительно на оценки и полученные знания. Однако, не стоит забывать, что в процессе обучения ребенок получает гораздо больше, чем многие думают! Давайте попробуем разобраться, на что еще следует обращать внимание родителям в процессе обучения детей, и обратимся к книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Как учиться с интересом».

Она выделяет пять основных результатов учения:

  • Эмоциональный след (впечатления) от взаимоотношений с учителем. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Ощущение доброжелательной атмосферы, в которой ребёнок столкнулся с трудностями и преодолел их. Когда у ребёнка преодоление трудностей происходит в атмосфере принятия, поддержки и уважения, он никогда не откажется узнавать новое, пробовать. Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку. Когда вы что-то учите дома вместе, позаботьтесь о создании такой атмосферы.
  • Вывод о себе и своих способностях «Я это смог», «У меня получилось». В копилке самоощущения ребёнка прибавится либо уверенность, либо неуверенность в своих силах. Роль взрослого здесь так же очень важна: подбирать такие задачи, которые по силам. Быть рядом и проявлять терпение и доброжелательность. А иногда – оставить ребёнка в покое и дать возможность справиться самому.
  • Эмоциональный след от занятий. Положительные или отрицательные впечатления от занятий перенесутся на изучаемый предмет. Ему он покажется либо интересным, либо скучным и бесполезным.
  • Умение учиться, организовывать свою деятельность. С самого начала передайте ребёнку инициативу и заботу о результате обучения. Подсказанные знания ничего не добавят, в отличие от лично добытых.
  • Знания, умения. Чаще всего родители делают акцент именно на этом, обесценивая всё остальное. Но вспомните, так ли много из конкретных знаний, которые мы получили в школе, нам пригодилось. И так ли много из них осталось в нашей памяти. Но мы отлично помним атмосферу уроков английского в школе. Помним, что физика прошла мимо. И отлично знаем, как и где найти краткие сочинения по литературе.

Родителей очень часто подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее! Поэтому берегите тягу детей к знаниям и не становитесь заложниками неверных приоритетов.

Педагог-психолог КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

Конных А.А.



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: