Как семья влияет на способности ребенка?

Родители являются главными фигурами на пути к успешности своего ребенка. Именно в семье формируются способности ребенка, которые в дальнейшем определят его направленность в профессиональной сфере.

Понять, какие способности имеет ребенок, и сделать так, чтобы он смог их проявить – задача родителей.  В первую очередь необходимо создать соответствующие условия для развития этих способностей: приобрести аксессуары для рисования или пластилин, книги или конструктор и т.д. Наблюдать за ребенком, когда он играет. Какие игры предпочитает больше всего? Что делает? Рисует? Лепит? Строит замки из кубиков? Привлекает к игре взрослых или играет в одиночестве? Это поможет понять склонности ребенка на раннем этапе его развития.

Подсказкой для родителей может быть и ситуация, указывающая на то, что ребенку стало скучно (по телевизору не показывают мультфильмы, нет в руках телефона, планшета), нет того, что отвлекает его от самого себя. Не спешите его развлекать, понаблюдайте, дайте ему возможность поскучать. Это своего рода мотивация для его действий. Он начнёт проявлять активность, придумывать себе занятие, что, возможно, и станет отправной точкой для проявления его способностей. А когда творческие склонности ребенка станут понятны, организуйте для него качественное обучение (посещение кружков или секций, музыкальной или художественной школы и др.), но в тоже время не надо забывать, что уровень занятости  ребенка должен быть сбалансированным, так как слишком большая нагрузка отбивает всякое желание раскрывать любые способности.

Кроме того, с вашей  стороны должна быть эмоциональная поддержка. Хвалите его за усилия. Значение имеют не только успехи и высокие результаты, но и сам факт того, что ребенок приложил много сил и времени для создания чего-то нового. Поддерживайте это воодушевление. Похвала родителей имеет огромное значение для ребенка независимо от того, каким видом деятельности он занят. Позволяйте делать ошибки. Дайте ребенку понять и почувствовать, что ошибаться – это нормально. Объясните, что овладение мастерством требует времени и усилий. И на этом пути бывает так, что что-то идет не так, как было задумано. Направляйте ребенка на новые попытки. Поощряйте настойчивость. Это поможет развить в нём выносливость и уверенность, а эти черты нужны каждому, чтобы раскрыть свои способности полностью.

Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с кем-то, так как это самый простой способ отбить у него всякое желание что-либо делать. Сравнивая его, вы передаете ему сообщение: «Я считаю, что тот ребенок лучше тебя. В этом случае ребенок будет пытаться стать «другим», чтобы угодить родителям, а возможно, может вообще отказаться от дальнейшего развития своих способностей.

В вопросах развития способностей у детей родители не должны ставить в приоритете свои желания («хочу, чтобы ты стал хирургом»), они должны руководствоваться индивидуальными способностями ребенка и учитывать его желание «Кем быть?». Если у ребенка есть склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом. Отпустите ситуацию, если понимаете, что его предпочтения изменились. Да, так бывает, что через некоторое время (несколько лет) интерес ребенка может погаснуть, и он захочет попробовать себя в чем-то другом. Например: «Мама девочки мечтала, что её дочь станет великой балериной, но через пять лет успешных занятий балетом интерес к данному виду искусства у дочери стал угасать. Дочка стала проговаривать, что балет – это скучно и неинтересно, выразила намерение попробовать себя в спорте и пошла на секцию баскетбола. Маме было нелегко отпустить мечту о том, какой могла бы стать её дочь, но она поступила мудро и позволила ей найти себя в другом виде деятельности. Благодаря этому у девочки сложилась успешная карьера в спортивной сфере».

Таким образом, семья – это  движущая сила развития способностей ребенка, самый первый коллектив, благодаря которому он в дальнейшем станет успешным, но не надо забывать, что для ребенка главное – это любовь и Ваше уважение!

                                             Педагог-психолог Л.И. Генрих



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: