Нечитающие дети цифрового пространства

Социальные сети, порталы, блоги, форумы… Информационные ресурсы обрушились на современного человека. Редко кто из нас сегодня не заглянет в информационную ленту сидя в очереди, ожидая приема у врача, по пути на работу. А что говорить про наших детей? Кажется, сегодня телефон является продолжением руки ребенка. Он заменяет современному ребенку практически все. Это и учеба, общение, развлечение, и даже дружба. Согласимся, современные дети слишком много времени проводят в телефонах. И на вопрос, читает ли ваш ребенок, большинство родителей только разводят руками – «Что мы можем поделать? Учебник-то не заставишь прочесть, какая тут книга».

Действительно, сегодня редкий родитель может похвастаться тем, что его ребенок увлечен книгой.  Время диктует свой способ получения необходимой нам информации.  Сегодня наши дети не читают книги и не имеют потребности в этом, предпочитая получение информации с помощью видеоряда. Лента соцсетей, картинки в клиповом режиме – сегодня предоставляемая информация изобильна, однако при этом она еще и поверхностна, скоротечна. Картинка, в которую погружаются наши дети, легко воспринимается, им не нужно погружаться в сложный литературно-художественный мир.

Современность создала иллюзию доступности информации, но правдива ли она, насколько достоверна? Современные дети зачастую не задают себе вопросы при получении информации: где истина? что верно, а что ложно? Они принимают на веру то, что находится в ближайшем доступе, и появляется по первому клику.

Итак, что же такое чтение и для чего оно необходимо нашему ребенку. Возможно ли заинтересовать современного ребенка книгой?

Отметим, что чтение имеет в жизни человека важнейшие функции:

Познавательная. Благодаря книге расширяются границы познания, ребенок узнает мир.

Воспитательная. При помощи образов ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. При помощи историй разворачивающихся на страницах книги, родители могут объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. При помощи книги ребенок способен усвоить те правила, которые он не мог или не хотел бы воспринять от родителей. При прочтении книга воздействует на чувства, определенным образом дисциплинирует личность, влияет на поведение, то есть выступает в роли воспитателя моральных ценностей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что хорошая книга учит жизни, помогает понять себя и мир, справиться с проблемами и найти ответы на волнующие вопросы.

Приобщая ребенка к чтению, начинайте читать вместе с самого раннего возраста. Когда вы увидите, что ваш малыш весело засмеялся над приключениями, восхитился мужеством, начал переживать о судьбе героя из книги, то вы на верном пути. По мере взросления ваш ребенок будет стараться сам добывать уже испытанные когда-то эмоции. А ваша задача будет заключаться в том, чтобы под рукой вашего ребенка всегда была хорошая, интересная, увлекательная, яркая, добрая книга. Какая это будет книга, из вашего ли детства, или что-то более современное, важно чтобы ребенок, прочитав ее, испытал эмоции. Помните, книга должна быть содержательной, не краткий пересказ, коим грешат современные книги, а с подробным описанием, диалогами, чувствами и мыслями автора. При этом не стоит думать, что читать вслух необходимо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательное занятие, которое необычайно сближает семью. А любовь к чтению, привитая с детства, будет сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Конечно, информация через буквы поступает гораздо медленнее и требует от ребенка больших усилий. Но именно посредством чтения, которое не сразу выдает всю суть, а заставляет включать воображение, участвовать в сотворчестве, создавать в мозгу фантастические миры, на основе созданных писателем образов ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но и думать грамотно.

Что же делать родителям подростка? Конечно, приобщить к чтению вечно бунтующего,  всезнающего подростка очень сложно. Но попытаться можно. Спросите себя, а знаете ли вы интересы своего подросшего ребенка? Зачастую родители затрудняются найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: чем увлечен ваш ребенок? Интерес к ребенку и его увлечению позволит вам найти общий язык со своим ребенком и подобрать вместе с ним литературу по его интересам. И даже если вы ничего в ней не поймете, искренняя заинтересованность своим ребенком это шаг к сближению вас и вашего подростка.

Подведем итог. В чем же польза чтения для ребенка? Безусловно, оно развивает речевые функции у детей. Чтение расширяет словарный запас, навыки письма, языковые способности, повышает учебную мотивацию. Регулярное чтение новых книг, требующих осмысления, помогает укрепить память ребенка, а каждое новое слово расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и быстрее запоминают, а также усваивают новую информацию.  Художественная литература учит сопереживать, понимать внутренние переживания других людей. И обязательно научите ребенка сомневаться в найденной в гугле информации. Это поспособствует тому, что  ребенок начнет постепенно фильтровать информацию, что впоследствии станет профилактикой информационного стресса.

В завершение нельзя не сказать, дорогие родители, прося ребенка прочесть книгу – читайте сами! Можно тысячу слов сказать о пользе чтения своему ребенку, но при этом, если он ни разу не видел вас самого с книгой в руках, ваши призывы превратятся в пустой звук.

Итак, что читать с детьми разных возрастов?

До 3-х лет:

– А. Барто («Игрушки», «Младший брат», «Я выросла», «Помощница», «Разговор с мамой», «Кто как кричит», «Воробей», «Лягушата»);

– Русские сказки («Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.);

– К. Чуковский «Сказки»;

– Б. Заходер («Кискино горе», «Считалочка», «Мартышкин дом», «Дождик», «Ежик»);

– Э. Успенский («Матрешка», «Берегите игрушки»)

– С. Марша («Мяч, «Веселый счет», «Ванька-встанька», «Урок вежливости», «Где обедал, воробей?»);

– Л. Воронкова («Маша-растеряша»);

– С. Козлов («Я на солнышке лежу», «Лягушки», «Азбука для самых маленьких»);

– И. Пивоварова («Бабушка», «Важные дела», «простой секрет»);

– Н. Заболоцкий («Как мыши с котом воевали»);

– А. Лаптев («Галчонок», «Самый сильный», «Мышка-малышка»);

– Г. Лебедева («Воробей», «Дятел», «Ежик», «Зайчик»);

– Л. Куликов («Белочка-умелочка», «Про петушка», «Как ежик стал колючим»);

– “Радуга-дуга”, стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова.

С 4-х лет:

– И. Токмакова («Карусель»);

– Т. Александрова «(«Домовенок Кузька»);

– В. Сутеев («Сказки и картинки»);

– Г.Х. Андерсен («Снежная Королева»);

– Ю. Дружков («Приключения Карандаша и Самоделкина»);

– А. Милн («Винни Пух и все-все-все»);

– К. Чуковский («Доктор Айболит»);

– Э. Успенский («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Дядя Федор и лето в Простоквашино», «Зима в Простоквашино»);

– А. Толстой («Золотой ключик, или Приключения Буратино»);

– Н. Носов («Незнайка и его друзья», Рассказы).

С 7 лет:

В. Медведев («Баранкин, будь человеком!»);

Н. Носов («Витя Малеев в школе и дома»);

– О. Генри («Вождь краснокожих и другие рассказы»);

– Ю. Коваль («Приключения Васи Куролесова»);

– В. Губарев («Королевство кривых зеркал»);

– А. Раскин («Как папа был маленьким»);

– М. Зощенко («Леля и Минька»).

Приведенный выше список авторов примерный, стоит только проявить интерес к книгам, ваша семья обязательно расширит этот список и найдет для себя те, которые станут любимыми, и займут место не только на ваших полках, но и в сердцах ваших детей.

 

Педагог-психолог КГБУ СО

«Центр семьи «Минусинский» Субботина Е.Н.



Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: