Подготовка ребенка к первому классу

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционального стресса: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На первоклассника влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Для успешности ребенка в школе важен такой фактор, как сформированная внутренняя «позиция школьника», при которой ребенок осознает, зачем надо идти в школу. И родители должны объяснить, что в школе надо не просто «сидеть на уроках», а именно получать новые знания, узнавать что-то интересное. Ведь характер младшего школьника имеет некоторые особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав; общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель и упорно преодолевать трудности.
На начальном этапе «позиция школьника» в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения, ведь адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Этот процесс далеко не у всех детей происходит безболезненно. У некоторых адаптация не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям: неорганизованность на уроке, повышенная отвлекаемость, пассивность, замедленный темп деятельности. При письме наблюдаются неустойчивый почерк, ошибки, замены и пропуски букв.
Чтобы облегчить период адаптации ребенка к школе, родителям полезно соблюдать некоторые несложные рекомендации:

  • Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если Ваш ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, развиться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
  • Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому при выполнении домашних заданий необходимо прерываться и давать первокласснику физическую разрядку (попрыгать на месте 10 раз, потанцевать, сходить на кухню попить). Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
  • Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
  • Больше всего в течение первого года учебы Ваш ребенок нуждается в поддержке. Обязательно хвалите его, поддерживайте, не ругайте за неудачи и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Совместные усилия педагогов, родителей, врачей и психологов  способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Для будущих первоклассников КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» проводит занятия по программе «Хочу учиться!», целью которых является формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника.
Занятия начнутся с 6 июня 2016г. и будут проходить 2 раза в неделю, по 2 часа каждое.
На занятиях ребята учатся принимать и понимать учебную задачу, развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
Записаться на занятия по программе психологической подготовки ребенка к школе «Хочу учиться!» можно по адресу: г.Минусинск, ул.Советская, д.31 «б», каб. №30, или по телефону 2-16-46.

 

 

В.В.Смирнова, педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»