«Не ребенок должен Вас понимать, а Вы ребенка.
Только потому, что Вы были ребенком, а ребенок еще не был взрослым».
В.Сундаков, путешественник, журналист, писатель
Детский сад – первая ступень образования, на которую предстоит ступить ребенку. Отправляя малыша в детский сад, родители предоставляют ему возможность сделать первые шаги в самостоятельную жизнь. Успешность прохождения этого важного этапа во многом зависит не только от компетенции сотрудников дошкольного учреждения, но и от тактики родителей.
В каком возрасте отдавать свое чадо в детский сад – вопрос неоднозначный и должен рассматриваться в каждом случае отдельно, исходя из сложившихся семейных обстоятельств и особенностей конкретного малыша. Кто-то из малышей, в силу определенных причин, начинает посещать детский сад раньше, а кто-то позже. Тем не менее, средний возраст поступления в данное учреждение – 2-3 года.
Период адаптации к дошкольному учреждению – стресс для малыша. Главным критерием готовности к детскому саду является умение расставаться с мамой. Очень важно, чтобы это событие не совпало во времени с другими психотравмирующими факторами (переезд, рождение второго ребенка, отлучение от груди, «кризис трех лет», развод и прочее). Начинать знакомство с детским садом желательно еще до того момента, когда малыш начнет его посещать. В этом вам помогут игры, чтение сказок (например, есть отличный рассказ Ольги Евгеньевны Громовой «Зайка идет в садик»), сочинение историй. Также полезен просмотр мультфильмов и видеороликов, где герои отправляются в детский сад. Один из важных факторов, способствующих благоприятной адаптации – знакомство с воспитателем до начала посещения учреждения. Ребенку гораздо комфортнее идти в группу тогда, когда там есть свой человек. Погуляйте с малышом на площадке, пусть он увидит, что за всеми детьми приходят родители и забирают их домой. Сделайте на этом акцент, так как страх быть оставленным в детском саду навсегда – один из преобладающих в этот период.
Очень важно приучать ребенка к детскому саду постепенно. Нельзя прийти и оставить малыша сразу на весь день, если у ребенка не было подобного опыта, это непременно нанесет психологическую травму! Проводите малыша в группу и обозначьте в доступной для него форме время, когда вернетесь. Например, «Я приду за тобой, когда вы будете гулять». Действуйте мягко, но уверенно. Как бы странно это ни звучало, но плач – нормальное явление в период привыкания к детскому саду. Старайтесь сохранять спокойствие, так как дети четко улавливают эмоциональное состояние родителей, повышайте свою компетентность – это поможет вам чувствовать себя уверенно. Не стесняйтесь задавать психологу вопросы, знакомьтесь с литературой по данной теме (например, книга Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад»). План постепенного пребывания в детском саду может выглядеть примерно следующим образом. Первое время оставляем ребенка на 1-3 часа; затем забираем после обеда; далее можно оставить на сон, но приходим сразу после пробуждения; и лишь только потом мы можем оставить ребенка на весь день.
Внимательно наблюдайте за малышом, будьте более терпимы к его капризам, которые могут временно усилиться. Ни в коем случае не пугайте детским садом и не отзывайтесь негативно о воспитателях (ребенок не сможет доверять тому, кому не доверяете вы). Создайте дома спокойную атмосферу, больше общайтесь, играйте – дети с удовольствием снова и снова проигрывают значимые для них ситуации. Придумайте с малышом свой личный ритуал. Это может быть поцелуй; объятия; плюшевый мишка, который ждет ребенка из сада; нарисуйте водостойкой помадой поцелуй на ручке малыша; положите в карман ключик – пусть малыш будет уверен в том, что за ним придут. Дети очень любят ритуалы. Это, то, что позволяет им чувствовать некую стабильность в меняющихся условиях, ресурс, на который они могут опереться и почувствовать себя безопасно.
Напоследок хотелось бы отметить несколько признаков, по которым можно судить о завершении периода адаптации или о его благоприятном течении. Ваш ребенок все реже болеет и быстро идет на поправку, меньше плачет и больше играет, съедает хоть что-то за столом.
Таким образом, привыкание к детскому саду – важный этап в жизни ребенка и его семьи. Задача родителей постараться сделать так, чтоб ребенку было максимально комфортно в этот период. Любите, старайтесь чувствовать и понимать своих детей. Желаю всем родителям, отправляющим своего ребенка в детский сад, уверенности и терпения, а их малышам – благоприятной адаптации!
Подготовить Вашего малыша к детскому саду Вам помогут специалисты Центра семьи «Минусинский» на занятиях семейных групп «Растём вместе». Занятия направлены на социализацию семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста от 1,5 до 3-х лет, в том числе детей с ограниченными возможностями.
Узнать более подробную информацию о работе групп можно
по адресу: г.Минусинск, у. Советская, д.31 “б”, тел: 2-16-46.
Лунина О. С., педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»