Архив месяца: ноября 2019

Прекрасной матери спасибо!

                                                                  «Пока сама не станешь мамой –

                                                 не поймешь, как сильно она тебя любит…»

В последние дни осени в России отмечается самый светлый праздник –  «День матери». Этот праздник  в каждом сердце занимает особое место. Для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение, которые ежедневно дарит своим детям.

В честь этого замечательного дня специалисты Центра семьи «Минусинский»  совместно со студентами Минусинского колледжа культуры и искусства организовали праздничный концерт под названием  «Прекрасной матери спасибо…».

Со словами благодарности к присутствующим мамам обратились  начальник отдела по работе с семьей и детьми УСЗН г. Минусинска В.В. Тарасова и директор Центра семьи М.К. Михайлова. Девяти  многодетным мамам за образцовое выполнение родительских обязанностей, достойное воспитание детей, сохранение семейных традиций в торжественной обстановке были вручены благодарственные  письма и ценные подарки.

На протяжении всей  концертной программы звучали песни о маме, о материнской любви и верности, исполнялись зажигательные танцы. Все присутствующие тепло принимали выступления, даря шквал оваций выступающим.

После окончания праздника никто не  торопился уходить домой, запечатляя счастливые праздничные моменты в фотозоне.

Организатор: специалист по социальной  работе Г.Н. Когут.

 

Семинар в рамках краевого проекта «Инструменты саморазвития специалиста»

21 ноября в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» состоялся зональный семинар «Эффективные технологии и практики социально-педагогической работы с родителями семей с детьми», цель которого: обмен опытом применения технологий эффективной поддержки родителей семей с детьми, в том числе с ограниченными возможностями, в учреждениях социального обслуживания южных районов Красноярского края.

В работе семинара приняли участие специалисты учреждений социального обслуживания южных районов Красноярского края, отдела опеки и попечительства города Минусинска, социальные педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений города Минусинска и Минусинского района, краевых учреждений: Минусинского детского дома, Минусинского кадетского корпуса, Минусинской школы № 8, методист управления образования  Минусинского района, Минусинского педагогического колледжа, частнопрактикующий психолог г. Черногорска Решетников Руслан Васильевич.

Открыла семинар директор КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» М.К. Михайлова, сообщив цель семинара и основные вопросы, которые будут освещены.

Первый блок семинара был посвящен практикам работы по поддержке родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание было уделено технологии “Социальная терапия», основанной на социальном принятии, признании, одобрении человека. Выступающие рассказали о социализации детей с ОВЗ  с использованием Арт-, празднико-, сказкотерапии, а также о взаимной поддержке родителей в организованных «Школах для родителей».

Предметом обсуждения во второй части стало обсуждение вопросов оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Специалисты отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних демонстрировали приемы и упражнения, которые применяют в работе с несовершеннолетними и их родителями. Отработка тренинговых упражнений и игр сопровождалась подробными комментариями, которые помогут специалистам правильно применить их в работе с детьми и подростками. Внимание  участников  было акцентировано на формах и методах, используемых в профориентационной работе с несовершеннолетними.

Заключительная часть семинара была посвящена организации работы со специалистами Центра семьи с целью повышения уровня профессиональной компетентности и личностного роста. Участники семинара познакомились с теорией критического мышления, обсудили какими морально-нравственными представлениями должен обладать специалист.

Отзывы участников показали, что все представленные на семинаре выступления актуальны и являются высокопрофессиональными. Каждый участник пополнил свою копилку новыми идеями и выразил уверенность применения их на практике.

О.А. Шилова, методист

«День Матери»

День Матери — это один из самых чистых и светлых праздников в году. В этот день каждый ребенок стремится порадовать свою маму и сделать для нее что-то приятное, чтобы показать, как же сильно он ее любит.

21 ноября в КГБУ СО Центре семьи «Минусинский» состоялся мастер-класс для детей, посещающих площадку внешкольной досуговой занятости «Калейдоскоп». Мастер – класс проводил организатор МБУ ГДК Севрюкова Ольга Валерьевна с темой «Открытка для мамы».

Ребята с огромным удовольствием приняли участие в  данном мероприятии. С интересом выполняли свои работы, проявили усердие и трудолюбие. Все участники получили заряд положительных эмоций, хорошего настроения и остались довольны своими поделками.

                                              М.Н.Ушалова, социальный педагог

                                              О.Л. Заурвайн, педагог-психолог

О переходе на «прямые выплаты»

Красноярский край с 01.07.2020 года участвует в реализации пилотного проекта «ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ», в соответствии с которыми выплаты пособий (больничный лист, по уходу за ребенком до 1,5 лет и т.д.) будет осуществляться работнику напрямую филиалами отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, а не работодателем. Кроме того, с 01.07.2020 отменяется зачетный принцип в части уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социального страхования. (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (в редакции от 11.12.2017)

С условиями выплат можно ознакомиться, перейдя по ссылке «ПАМЯТКА РАБОТОДАТЕЛЯМ»

#ИМЕЕМПРАВОЗНАТЬ

#ИМЕЕМПРАВОЗНАТЬ

Подростки жалуются, что им совершенно нечего делать, а потом уходят и до самой ночи с увлечением совершенно ничего не делают.
Боб Филлипс

Студенческая пора – это насыщенная жизнь, еще не вошедшая в колею заурядности и беспросветных будней. Это торжество молодости, сознания того, что все дороги на свете открыты для решительных шагов и целеустремленных покорителей невозможного. Это поистине безграничные возможности для выбора своего пути.

В юности человек слабо контролирует свои эмоции, ведь студент живет уже «взрослой жизнью», он хочет попробовать всё и сразу, вырвавшись из-под родительского крыла, но редко задумывается о последствиях совершенного.

На протяжении нескольких лет, опираясь на высказывание Гиппократа «Болезнь легче предотвратить, чем лечить»,  педагогом-психологом КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» регулярно проводятся групповые занятия с элементами тренинга со студентами КГБПОУ «Минусинского сельскохозяйственного колледжа», направленные на раннюю профилактику отклоняющегося поведения подростков.

В ходе встреч студенты учатся эффективным навыкам противодействия отрицательному окружению, развитию уверенности в собственных способностях и возможностях, организации своего досуга, формированию жизненных ценностей, целей и шагов к их достижению.

Ребята, так настороженно настроенные изначально, охотно открываются во время занятий, делятся опытом, обмениваются советами, внимательно прислушиваются к рекомендациям специалистов.

Искренне надеемся, что и дальнейшее наше сотрудничество будет плодотворным и продуктивным!

Полякова Д.С., педагог-психолог

«ПРЯНИКИ» #Кошачий АРТ!

14 ноября в центре семьи «Минусинский» состоялась встреча семейного клуба «ПРЯНИКИ», посвященная совместному творчеству!

Под руководством команды организаторов участники клуба выполнили упражнения на взаимодействие детей и родителей и нашли множество ответов на вопрос: «Чем творчество полезно для семейных отношений?». Творчество – это приятное времяпровождение и хорошая альтернатива современным гаджетам. Оно сближает и развивает участников, помогает справиться со стрессом, учит принимать нестандартные решения. Когда родители включаются в творческий процесс вместе с ребенком и искренне проявляют интерес к его увлечениям, ребенок чувствует, что он любим и значим в семье.

Творческая часть встречи семейного клуба прошла под руководством Валентины Викторовны Фурлян, хозяйки изостудии «Творческий мир». Она предложила участникам нарисовать кота. Все любят котиков, и «ПРЯНИКИ» тоже! Но для тех, кто редко держит в руках кисть и краски, это не самая простая задача.

Рисовать с Валентиной Викторовной оказалось сплошным удовольствием, мы получили массу положительных эмоций! А какие красавцы коты получились! Просто загляденье! Мы выражаем благодарность Валентине Викторовне, надеемся на дальнейшее сотрудничество и ждем следующей встречи нашего семейного клуба!

Е.Н. Середкина, специалист по социальной работе

Межведомственный социальный экспресс

All-focus

 

КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» традиционно провел межведомственный «Социальный экспресс» в Большеинской ООШ № 6 Минусинского района, в котором приняли участие более 115 школьников и 20 родителей.

На первом этапе прошли социально-профилактические мероприятия с участием несовершеннолетних. Специалисты Центра  семьи «Минусинский» провели занятия с учащимися  1-4 классов на темы: «Семья и семейные ценности», «Давайте жить дружно», «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться». Учащиеся   5-6 классов познакомились с историей возникновения денег, узнали о возможностях правильного распоряжения карманными деньгами, получили интересную информацию о волонтерском движении и о том, какую помощь оказывают волонтеры. Тренинг «Будущее начинается сегодня» для учащихся 7-8 классов был актуальным, ребята узнали плюсы и минусы компьютерных игр, интернета и компьютера в целом. В ходе тренинга разбирали и проигрывали примеры (в виде обыгрывания по ролям), характеризующие ситуации зависимости. В завершение учащиеся получили рекомендации о том, как избежать компьютерной зависимости и памятки о правилах работы за компьютером. С  будущими  выпускниками провели профилактическую беседу на тему:  «Как не преступить закон и не стать жертвой преступления». Все ребята пополнили копилку своих знаний интересной и полезной информацией.

Реализуя второй  этап,  команда из представителей различных учреждений г. Минусинска и Минусинского района провела встречу с  родителями учащихся Большеинской  школы. Инспектор ОДН г. Минусинска С.А. Долгополов свое выступление посвятил занятости детей в свободное от учебы время,  родительскому контролю за детьми. Молодежный центр «Тонус», в лице специалиста отдела молодежной политики г. Минусинска В.Г. Абашевой,  предоставил презентацию по организации досуга подростков. Педагог-психолог Центра семьи Г.В. Ерахтина с родителями провела тренинг «Позитивное мышление – признак успешной личности». Главный специалист «МФЦ» – Н.О. Шпагина рассказала о  порядке регистрации на портале государственных услуг, о видах предоставляемых населению услуг.  Специалист Центра СПИД О.Г. Саржевская провела профилактическую беседу и предоставила презентацию на тему: «Профилактика ВИЧ-инфекции». Выпускники инновационного образовательного Центра « Fashion» мастер и преподаватель А.А. Карнилова и парикмахер-визажист Ю.В. Тяжельникова провели мастер-класс по макияжу и прическам для школьниц. В ходе мастер-класса они познакомили родителей с профессиями парикмахера и визажиста. На сегодняшний день перед родителями стоит острый вопрос о выборе профессии ребенком по окончанию школы. Г.Ф. Франк, руководитель профессионального обучения сельскохозяйственного колледжа, рассказала об обучении по специальностям «Портной», «Механизатор сельскохозяйственных машин» и т.д. Завершением встречи  стала демонстрация показа моды «Русский стиль в современной одежде» студентами и авторами коллекции. В исполнении Дегтярева Александра и Повырициной Веры прозвучала песня «Нас бьют, мы летаем».

Благодарим директора А.Н. Харламову и коллектив Большеинской ООШ за помощь в организации и проведении межведомственного социального экспресса. Также  выражаем благодарность приглашенным специалистам за актуальную и важную информацию.

Организатор: Г.Н. Когут, специалист по социальной работе.

Игра как средство развития ребенка

Игра с детьми

Игра — самостоятельная деятельность, в ходе которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые процессы оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, коммуникативных навыков коллективной жизни, приобретению знаний об окружающем мире и социуме, в котором он проживает.  Задача взрослого состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии и проявляются по-разному в разных видах игр:

– в творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций, способность к умственному и волевому усилиям.

– в играх с правилами главное — решение поставленной задачи.

Игра имеет большое значение, связанное с развитием ребенка. В ходе ее  происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний,  расширения кругозора, развития интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей.  У детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка.

Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда- нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Задачей взрослого является показать ребенку как из треугольников и прямоугольников строится домик, обратить внимание на то, сто все фигурки отличаются друг от друга и т.д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживающий его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения.

Исходя из этого, можно извлечь пользу из любой, казалось бы, самой простой игры. Например, в игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма. Мальчикам нравится играть роль отца – они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» – так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив – предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки – это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

Так же с пользой можно использовать игру в разного вида конструкторы, с их помощью можно общаться с детьми любого возраста. Ваша задача – помочь детям в их начинаниях и показать, как можно использовать их поделки в реальной жизни. В процессе сборки конструктора происходит всестороннее развитие ребёнка: формируются новые умения и навыки, развиваются мелкая моторика, пространственное мышление, воображение, осязание, способность к творчеству.

  1. Кубики – первый и наиболее простой вариант конструктора. Они очень полезны для малышей, потому что способствуют развитию воображения, учат различать цвета, дают первое понятие о форме предмета. Конечно, сначала малыш будет просто ломать то, что вы построили, но постепенно ему станет интереснее попробовать сложить кубики в башенку, а потом его конструкции будут удивлять вас своей необычностью.
  2. Фигурки-вкладыши – это следующий вид конструктора, где небольшие деревянные или пластмассовые фигурки нужно вложить в специальные ячейки. Вначале вашему маленькому исследователю будет сложно, поскольку перед тем, как начать свои занятия, ему необходимо сообразить, в какое отверстие пристроить ту или иную фигурку. Этот конструктор очень полезен для развития логического мышления.
  3. Конструктор-мозаика может быть как крупным, так и мелким. Более крупный вариант со специальными углублениями для шестигранных деталей больше подходит маленьким детям. А обычная мозаика, которую лучше купить для детей постарше, отлично развивает мелкую моторику и восприятие цветов, а также побуждает фантазировать.
  4. Так называемые блочные конструкторы хороши тем, что из них можно построить едва ли не всё, что угодно. Помимо обычных деталей, в таких наборах есть колёса, окна, двери и другие необходимые элементы. Благодаря этим конструкторам, ребёнок получает представление о комбинаторике, развивает творческое мышление и воображение.
  5. Всем известна марка конструкторов «Лего». Многообразие вариантов позволяет купить набор для ребёнка любого возраста, а вариативность деталей и сопрягаемость их друг с другом развивает мышление и мелкую моторику. Такие конструкторы просто не могут наскучить благодаря большому количеству элементов.
  6. Магнитные и деревянные конструкторы хороши каждый по-своему. Магнитный конструктор состоит из различных пластин, палочек и металлических шариков, что позволяет ребёнку изучить свойства магнитов. Такие наборы пригодятся исследователю пяти лет и старше. А деревянный конструктор собрать довольно непросто, но вместе с тем очень интересно. Иногда для скрепления деталей нужно использовать клей, и в результате получается деревянная игрушка. Работая с таким конструктором, ребёнок разовьёт навыки внимания и аккуратности.

Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу, любознательность, чувство самосохранения. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам  складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Игра это жизнь ребенка. Она доставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что сами были когда – то детьми.

В статье использованы материалы: Д.В.Менджерицкая, “Воспитателю о детской игре”, Коршикова С. Г., Астапова В. А. «Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста».

В.А. Путинцева , педагог – психолог

Новости законодательства

Федеральный закон О защите детей

29.10.2019 вступил в силу Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон), которым для организаторов зрелищных мероприятий, где демонстрируется информационная продукция, содержащая запрещенную для распространения среди детей информацию, введена обязанность не допускать на такие мероприятия несовершеннолетних.

Кроме этого, Федеральным законом вводится запрет на продажу, прокат, аренду, выдачу из фондов общедоступных библиотек лицам младше 18-ти лет продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей.

Также законодательно уточнен порядок оборота информационной продукции. Запрещенной для распространения среди детей в образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, отдыха и оздоровления детей. Так, по общему правилу, такую продукцию нельзя будет распространять на расстоянии менее чем 100 метров от указанных заведений. Вместе с тем, регионы вправе принять решение об уменьшении этого расстояния применительно к конкретным населенным пунктам, но не более чем на 50 метров.

«Друзья детей – друзья или враги?»

Друг — наибольшее богатство в жизни.

Елена Гилбер

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Наличие друзей – весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка – это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения

дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему.

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы – во дворе или кружках, где его принимают и ценят, – то отсутствие признания в школе его не травмирует.

Как помочь ребёнку в выборе друзей

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

         Главные правила для родителей на все случаи жизни

— Воспитываем представления о хороших друзьях «смолоду», а не в подростковом возрасте. Обсуждаем, что такое хороший друг и достойный человек на примерах из жизни, книгах и фильмах. Усвоенные с раннего детства ценности защитят надежнее любого контроля.

— Воздерживаемся от прямой критики людей, которые очень важны для ребенка. Это верный способ испортить ваши отношения, а бонусом получить еще более сильную привязанность к «нежелательному» другу.

— Косвенно пытаемся навести ребенка на размышленияЗадаем вопросы: а что тебе нравится в этом человеке? Что тебе дают ваши отношения? Ты ему много помогаешь, а как он тебе помогает? Может быть, ты тоже попросишь его о какой-то услуге? Чему бы ты мог научить своего друга? При этом ни в коем случае не критикуем полученные ответы — ни словами, ни мимикой. Самостоятельные выводы — самые полезные.

— Оставляем ребенку право на личный выбор, в том числе и не самых удачных друзей. Позволяем сталкиваться с неприятными последствиями этого выбора, но если друг обидел, не добавляем: «Я ж тебя предупреждал!», а проявляем сочувствие.

— Твердо защищаем свои личные границы. Если сын или дочь привели в дом сверстников, которые чрезмерно шумят, ломают вещи, грубят, сидят до поздней ночи и т.д., строго призываем к порядку. В случае неподчинения взрослые вправе потребовать, чтобы таких гостей в их квартире больше не было. Кстати, так они дают ребенку хороший пример, как постоять за себя.

— В исключительных случаях родителям все же придется вмешаться. К примеру, если «друг» значительно старше, состоит в алкогольно-наркотических, криминальных группировках и может оказывать реальное психологическое давление, чтобы управлять ребенком в своих интересах. Только нужно помнить, что и в этих случаях контролем и запретами мало чего добьешься. Возможно, стоит обратиться к помощи психолога или правоохранительных органов.

— Учимся быть терпимее к тем, кто нам не нравится. Уважительно разговариваем с детьми, которые близки и дороги нашему сыну или дочери. Помним, что иногда взрослые тоже ошибаются в людях.

Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

Источник информации:

О.В. Подаруева   http://schoolbobr.edu.minskregion.by

Л.В.Пилипчук     http://soscentrpk.ru