С 2021 года в 21 регионе нашей страны семьям с детьми в решении самых разных проблем содействуют 28 «Семейных диспетчерских». Эти социальные службы, работая в режиме «одного окна», позволяют оперативно и в кратчайшие сроки обеспечить семьям с детьми, попавшим в сложную ситуацию и не сумевшим преодолеть ее самостоятельно, адресную комплексную социальную помощь. Поддержку в создании и развитии «Семейных диспетчерских» оказывает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По прогнозам к концу 2022 году помощь специалистов служб получат более 10 000 семей.
В фокусе внимания служб «Семейная диспетчерская» – семьи с детьми, находящиеся в ситуации социального неблагополучия, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей с особенностями развития. То есть все те, кому необходима квалифицированная поддержка «здесь и сейчас». Поводом для обращений могут стать самые разные жизненные ситуации: это и сложности детско-родительских отношений, и трудности в развитии и воспитании ребенка, и тяжелое финансовое положение, и юридические проблемы, и многое другое. Узнать, в каком учреждении региона работает служба можно в специальном Реестре, размещенном на сайте Фонда поддержки детей. Там же указаны контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым можно получить дополнительную информацию о службе.
Главная задача специалистов «Семейной диспетчерской» – мобилизовать для решения проблем, негативно отражающихся на качестве жизни и ребенка, и семьи, все ресурсы сферы поддержки семьи и детства, имеющиеся в территории. Первым этапом работы обычно является консультирование – по телефону службы или в режиме онлайн. Обращения принимают специалисты, прошедшие необходимую подготовку и в полной мере владеющие информацией обо всех видах социальной помощи, которую оказывают семьям с детьми в регионе. Они квалифицированно объясняют родителям, где конкретно и какие услуги можно получить, и что для этого необходимо.
Если предоставленной информации семье недостаточно, к консультированию подключаются психологи, специалисты по социальной работе, юристы и другие сотрудники службы. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа комплексного социального сопровождения, которая отражает все мероприятия по оказанию необходимой помощи, сроки и ответственных исполнителей. Также за семьей закрепляется куратор, который «ведет» по всему маршруту оказания социальных услуг.
Благодаря «Семейной диспетчерской» различные специалисты, ведомства и учреждения, в компетенции которых входит решение проблем семьи, взаимодействуют эффективнее. Необходимые услуги родители и дети получают быстрее, сокращается число инстанций, куда приходится обращаться, помощь становится более доступной и комфортной для семьи.