ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования результатов методик при построении коррекционной работы


Шемякина Светлана Васильевна,
педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

 Основными принципами работы с детьми выступают принципы своевременного выявления детей группы риска, принцип единства диагностики и коррекции, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной программе.

1.Предлагаю вашему вниманию первичную, удобную в обработке, охватывающую несколько факторов, как личностного характера, так и социального, методику на выявление факторов риска.

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»

(М.И.Рожков, М.А.Ковальчук)

Ключ

Показатель № вопроса

1.Отношения в семье 5+;6+;21+;22-;25+;28+;29+;37+;38+;39+;45+;46+;53+;54+;66+;67+;71+

2.Агрессивность 13+;14+;19+;20+;35+;36+;42+;57+;58+;64+;65+

3.Недоверие к людям 1-;2+;3-;4+;15+;16+;17-;18+;34+;43+;44+;59-;63+;72+

4.Неуверенность в себе
7+;8+;23-;24+;30+;31+;32+;33+;40+;41+;47+;55+;56+;68+;69+;73+

5.Акцентуации:

Гипертимная48+;49+;60-;74+

Истероидная9+;10+;50+;61+

Шизоидная26+;27+;51+;70+

Эмоционально-лабильная11+;12+;52+;62+

Оценка результатов

Показатель Высокие баллы (группа риска)

1.Отношение в семье 8 и более баллов

2.Агрессивность 6 и более баллов

3.Недоверие к людям 7 и более баллов

4.Неуверенность в себе 8 и более баллов

5.Акцентуации характера 3-4 балла по каждому типу акцентуации

Обработка и интерпретация результатов

Ответы сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений

ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключепосле номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-«соответствует ответу «нет».

Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень еевыраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данныйпсихологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка кгруппе риска.

1.Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют онарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

напряженной ситуацией в семье;

неприязнью;

ограничениями и требованиями дисциплины без чувства

родительской любви;

страхом перед родителями и т.д.

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями всемье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильноеразрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

2.Агрессивность

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышеннойвраждебности, задиристости, грубости.

Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и

озлобленности.

Повышенная агрессивность часто сопровождается повышеннойсклонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей иподростков группы риска.

3.Недоверие к людям

Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии кокружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети иподростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении сосверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождаетсякоммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружескиевзаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности,неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплексанеполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности такжеявляются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а детии подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесенык группе риска.

  Инструкция

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей вашего поведения. Если вы честно и обдуманноответите на каждый вопрос, у вас будет возможность лучше узнать самогосебя.Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждыйвопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если несогласны – «нет».Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

  1. Считаешь ли ты, что людям надо доверять?
  2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни –

это заботиться прежде всего о себе?

  1. Легко ли ты заводишь друзей?
  2. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
  3. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
  4. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, скоторыми ты встречаешься?
  5. Часто ли ты нервничаешь?
  6. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
  7. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
  8. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
  9. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
  10. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
  11. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться

предметами?

  1. Способен ли ты на грубые шутки?
  2. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
  3. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе

плохо?

  1. Много ли у тебя близких друзей?
  2. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
  3. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
  4. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
  5. Раздражают ли тебя родители?
  6. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
  7. Ты всегда уверен в себе?
  8. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
  9. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
  10. Свои неудачи ты переживаешь сам?
  11. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
  12. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у

тебя?

  1. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
  2. Бывает ли, что злишься на всех?
  3. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
  4. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
  5. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
  6. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
  7. Можешь ли ты ударить человека?
  8. Ты иногда угрожаешь людям?
  9. Часто ли родители наказывали тебя?
  10. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
  11. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с

ребенком?

  1. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
  2. Легко ли ты можешь рассердиться?
  3. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
  4. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
  5. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
  6. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
  7. Твои родители живут отдельно от тебя?
  8. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?
  9. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
  10. Ты подвижный человек?
  11. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
  12. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе

чужими?

  1. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше

и не возвращаться?

  1. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
  2. Критикуют ли родители твой внешний вид?
  3. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
  4. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
  5. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
  6. Часто ли ты дерешься?
  7. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
  8. Легко ли тебе усидеть на месте?
  9. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
  10. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
  11. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
  12. Часто ли ты ругаешься?
  13. Мог бы без тренировки управлять парусной лодкой?
  14. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
  15. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
  16. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
  17. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
  18. Ты всегда делаешь все по-своему?
  19. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
  20. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
  21. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
  22. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

Фамилия ___________________ Имя________________

Возраст_________дата _____________________________

Ответный лист

да нет да нет да нет да нет
1 11 21 31 41 51 61 71
2 12 22 32 42 52 62 72
3 13 23 33 43 53 63 73
4 14 24 34 44 54 64 74
5 15 25 35 45 55 65
6 16 26 36 46 56 66
7 17 27 37 47 57 67
8 18 28 38 48 58 68
9 19 29 39 49 59 69
10 20 30 40 50 60 70

 

  1. Первичная, в дополнение к проективным и неформализованным, методика, на исследование социального семейного микроклимата. Автор А. И. Захаров.

Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________

Возраст___________

1

2

Скачать материал

Автор: | Опубликовано: | Комментариев нет


Добавить комментарий

Если Вы не получали логин и пароль для входа на сайт, воспользуйтесь возможностью войти на сайт с помощью: