Шемякина Светлана Васильевна,
педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»
Основными принципами работы с детьми выступают принципы своевременного выявления детей группы риска, принцип единства диагностики и коррекции, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной программе.
1.Предлагаю вашему вниманию первичную, удобную в обработке, охватывающую несколько факторов, как личностного характера, так и социального, методику на выявление факторов риска.
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
(М.И.Рожков, М.А.Ковальчук)
Ключ
Показатель № вопроса
1.Отношения в семье 5+;6+;21+;22-;25+;28+;29+;37+;38+;39+;45+;46+;53+;54+;66+;67+;71+
2.Агрессивность 13+;14+;19+;20+;35+;36+;42+;57+;58+;64+;65+
3.Недоверие к людям 1-;2+;3-;4+;15+;16+;17-;18+;34+;43+;44+;59-;63+;72+
4.Неуверенность в себе
7+;8+;23-;24+;30+;31+;32+;33+;40+;41+;47+;55+;56+;68+;69+;73+
5.Акцентуации:
Гипертимная48+;49+;60-;74+
Истероидная9+;10+;50+;61+
Шизоидная26+;27+;51+;70+
Эмоционально-лабильная11+;12+;52+;62+
Оценка результатов
Показатель Высокие баллы (группа риска)
1.Отношение в семье 8 и более баллов
2.Агрессивность 6 и более баллов
3.Недоверие к людям 7 и более баллов
4.Неуверенность в себе 8 и более баллов
5.Акцентуации характера 3-4 балла по каждому типу акцентуации
Обработка и интерпретация результатов
Ответы сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений
ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключепосле номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-«соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень еевыраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данныйпсихологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка кгруппе риска.
1.Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют онарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
напряженной ситуацией в семье;
неприязнью;
ограничениями и требованиями дисциплины без чувства
родительской любви;
страхом перед родителями и т.д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями всемье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильноеразрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2.Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышеннойвраждебности, задиристости, грубости.
Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и
озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышеннойсклонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей иподростков группы риска.
3.Недоверие к людям
Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии кокружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети иподростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении сосверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождаетсякоммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружескиевзаимоотношения с другими людьми.
4.Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности,неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплексанеполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности такжеявляются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а детии подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесенык группе риска.
Инструкция
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей вашего поведения. Если вы честно и обдуманноответите на каждый вопрос, у вас будет возможность лучше узнать самогосебя.Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждыйвопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если несогласны – «нет».Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
- Считаешь ли ты, что людям надо доверять?
- Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни –
это заботиться прежде всего о себе?
- Легко ли ты заводишь друзей?
- Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
- Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
- Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, скоторыми ты встречаешься?
- Часто ли ты нервничаешь?
- Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
- Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
- Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
- Ты не любишь, когда тебя критикуют?
- Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
- Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться
предметами?
- Способен ли ты на грубые шутки?
- Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
- Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе
плохо?
- Много ли у тебя близких друзей?
- Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
- Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
- Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
- Раздражают ли тебя родители?
- Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
- Ты всегда уверен в себе?
- Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
- Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
- Свои неудачи ты переживаешь сам?
- Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
- Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у
тебя?
- Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
- Бывает ли, что злишься на всех?
- Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
- Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
- Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
- Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
- Можешь ли ты ударить человека?
- Ты иногда угрожаешь людям?
- Часто ли родители наказывали тебя?
- Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
- Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с
ребенком?
- Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
- Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
- Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
- Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
- Твои родители живут отдельно от тебя?
- Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?
- Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
- Ты подвижный человек?
- Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
- Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе
чужими?
- При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше
и не возвращаться?
- Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
- Критикуют ли родители твой внешний вид?
- Завидуешь ли ты иногда счастью других?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
- Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
- Часто ли ты дерешься?
- Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
- Легко ли тебе усидеть на месте?
- Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
- Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
- Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
- Часто ли ты ругаешься?
- Мог бы без тренировки управлять парусной лодкой?
- Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
- Является ли один из твоих родителей очень нервным?
- Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
- Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
- Ты всегда делаешь все по-своему?
- Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
- Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
- Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
- Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Фамилия ___________________ Имя________________
Возраст_________дата _____________________________
Ответный лист
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
- Первичная, в дополнение к проективным и неформализованным, методика, на исследование социального семейного микроклимата. Автор А. И. Захаров.
Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________
Возраст___________