Многие родители думают, что дисциплина означает наказание.
На самом деле это значит обучение.
Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори»
Большинство родителей согласятся с тем, что в некоторых случаях требуются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим ли выходом будет накричать на ребёнка, поставить его в угол?
Дисциплина – более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего “учить”. Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению.
Однако правила идут в разрез с естественными тенденциями ребенка – хочется визжать и бегать, а надо сидеть и что-то писать. Хочется играть, а надо готовится ко сну. Дети, естественно сопротивляются, поскольку не видят конечной цели их “окультуривания”.
Само сопротивление, хотя и можно считать нормальным, очень напрягает родителей. В самом деле, почему нельзя просто убрать за собой постель, собрать портфель, помыть руки?! Почему каждый раз из-за этого такой цирк и препирательства?
Почему у кого-то дети сопротивляются меньше? Есть ли волшебные способы обойти это сопротивление?
Часто мы хотим как можно скорее перейти к конкретике, ищем прямые ответы на вопрос, “что же делать, когда ребенок сам не садится за уроки, приносит из школы замечания вместо пятерок, не чистит зубы!”. И это самая большая ловушка, воспитание никогда не заключается в инструментальных маленьких решениях. Настоящих изменений в поведении ребенка вы можете ожидать, только при изменении системы взаимоотношений с ним.
Опишу три направления, на которые стоит обратить свое внимание. Воспитание ребенка можно сравнить с выращиванием растений. Для того чтобы они произрастали нужна подходящая почва, свет, вода.
Симпатия к родителю
Почвой, конечно, являются родители, их образ жизни, имидж в глазах окружающих и в глазах самих детей.
Первая зона внимания – ваш образ в глазах ребенка. Взгляните на себя глазами ребенка. Кого он видит, какой образ жизни он наблюдает, какое вы к себе вызываете отношение?
От этих вопросов радикально зависит будет ли вас слушаться ребенок и, главное, будет ли он себя вести так, как вы ему советуете без вас. Пока ребенок довольно маленький (это, кстати, продолжается очень недолго) вы можете под страхом наказания заставить его слушаться. Но выходя из под вашего влияния, из под вашего прямого контроля он проявит себя более свободно.
Если правила усвоены на основе симпатии к родителю, восхищения и желания подражать, то они вмонтируются в натуру ребенка, он отождествляет себя с вашими правилами. Если же правила втиснуты в ребенка под давлением и ценой полностью разрушенных с родителями отношений, то при любой возможности ребенок проигнорирует ваши правила, а иногда и яростно растопчет. Некоторые родители в борьбе за дисциплину буквально не оставляют камня на камне.
Внимание и понимание
Второй кардинально важной основой дисциплины ребенка является внимание к нему в семье. Это можно сравнить со светом и водой, которые необходимы растению.
Каким бы блестящим не был родитель, но если он не проводит время с ребенком, он на него мало влияет. Как бы хороши и успешны вы не были, этого мало для того чтобы ребенок следовал за вами.
Ребенку нужно отдавать время и эмоциональные силы. Этим вы обеспечиваете его понимание, что он часть вашей семьи, часть общности. И на основании этого чувства он будет принимать общие правила (та самая дисциплина).
Родители, устав от бесконечной борьбы за соблюдение ребенком правил, могут полностью игнорировать этот вопрос. Они говорят: «Когда мне с ребенком играть, если нам еще нужно успеть сделать уроки?»; «Какое там еще понимание ребенка, когда он мне врет!»
Таким подходом родители фактически ставят крест на улучшении ситуации. Если ребенок плохо вас слушается, надо увеличивать время, проведенное с ним осмысленно, приближаться и понимать его, устанавливать более качественную связь, питать привязанность. По – настоящему это единственный выход. Наказания все дальше отдаляют вас от ребенка, делая добровольное следование правилам просто невозможным. А только добровольно принятые правила будут действовать без вас.
Внимание к ребенку и понимание его не может существовать без совместно проведенного времени, хотя бы и небольшого. Нельзя понимать пять минут в неделю на расстоянии.
Конечно, не все родители могут проводить время с детьми ежедневно. Но, как говорил один замечательный педагог “Нет времени воспитывать сына, значит нет времени жить“.
Итак, совместное время с ребенком это пространство понимания. Но есть еще механизм понимания.
Мало кто из родителей может спокойно слушать ребенка, просто быть внимательным рядом. Мы чаще стремимся поучать и назидать, “помогать”. В итоге дети могут чувствовать себя неуслышанными и непонятыми.
При этом родители могут быть уверены, что они погружены в потребности и интересы ребенка.
Внимание к ребенку и понимание его делают фигуру родителя уникальной для ребенка, он начинает беречь отношений с таким родителем и опасается их разрушать грубыми нарушениями правил.
Кроме того, ребенок на основе чувства, что его понимают, начинает естественно тяготеть к проведению времени с родителем, а это обеспечивает значительное влияние на него.
Правильные правила
И, наконец, тема, которую все любят – как практически сформулировать правила.
Правила нужно предъявлять, проявляя собственную дисциплину.
Чтобы дисциплина была в жизни ребенка, вы и сами должны быть довольно дисциплинированы. Бывает, что на фоне родителя “раздолбая” или пьяницы ребенок формирует как бы в ответ, отталкиваясь от родителя совершенно иную систему жизни. Но это особые случаи, они развиваются по своим законам.
Обычно же, правила, которые предъявлены время от времени укоренить невозможно. Нельзя ложиться, то в 10, то в 12, то вообще как попало и думать, что ребенок будет идти в кровать по вашему требованию. Не будет.
Итак, три зоны внимания при установке правил дисциплины это – ваш имидж в глазах ребенка (почва растений), ваше внимание и понимание ребенка (свет и вода для растений) и принципы установки правил (высаживание семян растений в почву).
Как бессмысленно сажать в засоренную почву семена и не поливать их, так же и бессмысленно все очистить и удобрить, и ждать, что нечто вырастет само. Вырастут сорняки. И все три области взаимосвязаны и невозможны одна без другой.
Терпение
Хорошие привычки формируются сложно, на это нужно время. Ребенку трудно следовать правилам, хотя это и необходимо.
Ребенок почти не видит перспективы жизни и ему необходимо тормозить себя сейчас, ради очень туманного завтра. Задача не для слабых.
Поэтому надо поддерживать даже небольшие успехи в освоении правил, смотреть не только на цели, но и на факт того, что уже приобретено. Уже сейчас ваш ребенок, наверняка, умеет немало и значительно продвинут в вопросах культуры. Признавая эту базу, вам будет легче ее расширять.
Часто мы перечисляем только то, чего ребенок не делает, забывает, откладывает, не обращая внимания на то, что он уже освоил.
Одна из полезных практик для родителей – подумайте или запишите, что ваш ребенок делает хорошо уже сейчас! Признайте с благодарностью, это его и ваша заслуга!
Центр семьи «Минусинский» педагог-психолог – Францева В.С.